Латвийский след на таежном БАМе

© Sputnik / Владимир Родионов / Перейти в фотобанкНочной поезд
Ночной поезд - Sputnik Латвия, 1920, 08.07.2024
Подписаться
Кирпич из латвийской глины, черепица из латвийского стекла и улицы Рижская, Латвийская, Даугава – кусочек Прибалтики в городке Таксимо на Байкало-Амурской магистрали
"Байкало-Амурская магистраль – железная дорога, которая пересечет всю Восточную Сибирь и Дальний Восток… Вдоль нее вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники… Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие все республики и в первую очередь наша молодежь…" – заявил в марте 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Уже через месяц на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а 27 апреля 1974 года на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд.
Но дело даже не в том, что БАМ строили всем Советским Союзом, а в том, что поселки вдоль магистрали навсегда сохранили в себе национальные черты республик СССР. Потому что на БАМ приезжали республиканскими отрядами, а архитектурные бюро из союзных республик работали над обликом зданий и вокзалов, вплетая в них национальный колорит.

Проект на грани фантастики

Знакомство с любым населенным пунктом начинается с вокзала. Станция городка Таксимо находится между двумя Муйскими хребтами – Северным и Южным. Ее название переводится с эвенкийского как "чаша". Здание вокзала считается архитектурным украшением Муйского района Бурятии.
Станция Таксимо на Байкало-Амурской магистрали - Sputnik Латвия, 1920, 08.07.2024
Станция Таксимо на Байкало-Амурской магистрали
Однако, нет здесь свойственной для Бурятии архитектуры, а все напоминает… Прибалтику. Уже на станции гостей городка встречает многоэтажное здание из красного кирпича с высокой кровлей синего цвета. И расположено оно не вдоль путей, как это обычно бывает на железной дороге, а перпендикулярно им, как это часто практикуется в Латвии. Как, скажем, на станции Дубулты в Юрмале.
Здание вокзала Таксимо создавали архитекторы института Pilsētprojekts ("Латгипрогорстрой") Хелена Васильева и Эдгард Трайманс под руководством старшего архитектора Андриса Кронбергса. Именно ему в середине 70-х годов прошлого века правительство Латвийской ССР и ЦК комсомола поручили возглавить проектную группу по разработке чертежей железнодорожного вокзала поселка городского типа Таксимо.
Задача была не из простых. Совершенно несвойственный для Прибалтики климат и сейсмически опасная зона требовали особого подхода к выполнению задачи. Работу Кронбергс начал с изучения местности – летал в командировки по маршруту Рига – Москва – Улан-Удэ, а дальше – Улан-Удэ – Северомуйск. Брал пробы грунта, изучал сейсмику в 9 баллов и вечную мерзлоту. Одни только перепады температуры от +40 летом до -50 зимой были, мягко говоря, в диковинку.
И выход был найден. Кронбергс продумал фасады с уклоном в "двойные" массивные антисейсмические сваи – фундаменты, и жесткую металлическую связку конструкций.
"Вокзал Таксимо – единственный на БАМе, который стоит на разломе земных тектонических плит, всегда находящихся в движении. Под ним дресва, а в земных недрах "бурлит вулканическая Исландия". При этом мы его спроектировали по-японски – в случае сильнейших толчков он не разрушится, а сложится", – вспоминал позже Андрис Кронбергс.
Оставили частицу себя в проектировании вокзала и его коллеги. Хелена Васильева занималась крышей. Пораженная красотой местного драгоценного камня – чароита, она попыталась воспроизвести этот цвет в своей работе.
По ее эскизу на латвийском заводе Darba Spars изготовили черепицу из стекла и заполнили ее эмалью синего цвета. Так предприятие, производившее эмалированную кухонную посуду, включилось в работу по обустройству БАМа в несвойственной для него продукции. Туристы рассказывают, что эта крыша до сих пор при любой погоде искрится, отдает синевой и кажется фантастической для этих мест.
© Правительство РБСтанция Таксимо на Байкало-Амурской магистрали
Станция Таксимо на Байкало-Амурской магистрали - Sputnik Латвия, 1920, 08.07.2024
Станция Таксимо на Байкало-Амурской магистрали
А Эдгард Трайманс использовал облицовочный полнотелый кирпич и черепицу латвийского завода Lode. Глину из тех мест столетиями применяли для производства кирпича, который использовали еще при строительстве замков, усадьб и дворцов. Это второе латвийское предприятие, чья продукция до сих пор украшает небольшой городок в Бурятии.

Самый успешный проект

Вокзал Таксимо возводили строители "ЛатБАМстроя" с привлечением белорусов и местных жителей под архитектурным контролем Кронбергса, Васильевой и Трайманса. Госприемка прошла в 1990 году.
Но помимо станции комсомольская бригада из Латвийской ССР, которая прибыла в 1982 году, строила и сам городок. Отличительная черта латвийских проектов – островерхие крыши и подъезды у домов с двух сторон.
В Таксимо есть микрорайон "ЛатБАМ" с улицами Латвийская, Рижская, Даугава. Причем, что сегодня уже поражает, несколько вывесок продублированы на русском и латышском языках. К слову, есть в Таксимо и микрорайон "БелБАМ" с улицами Минская и Белорусская. Напоминание о тех временах, когда и к России у латышей претензий не было, и с Беларусью дружбу водили.
Но это позже были построены пятиэтажки из панельных железобетонных блоков, в которых квартиры получали в том числе строители, решившие остаться в Бурятии. А изначально в Таксимо строились времянки – брусовые и щитовые здания.
© Sputnik / Виталий КарповСтуденческий строительный отряд из Латвии на строительстве города Тында на БАМе
Студенческий строительный отряд из Латвии на строительстве города Тында на БАМе - Sputnik Латвия, 1920, 08.07.2024
Студенческий строительный отряд из Латвии на строительстве города Тында на БАМе
Среди тех, кто в составе латвийских строителей возводил поселок и начинал его строить как раз из пиломатериалов, была семья Капустиных – Сергей и Лидия. "Мы узнали от нашей тeти, что в Taкcимo требуются строители в только что прибывшую строительную организацию ПMK-206 "ЛaтБАМcтpoй". Мы c Лидой обсудили это, и я написал письмо по адресу, приложил копии документов об образовании и опыте работы. Вскоре получил вызов в качестве мастера строительно-монтажных работ. Это было в апреле 198З года", – вспоминал Сергей Капустин.
Супруги вместе с двумя детьми прилетели в Ceвepoмyйcк, сели в горах на маленький аэродром, нашли "лaтбaмoвcкyю" автомашину и попросили добросить до Таксимо. Сергея приняли мастером на строительный участок по возведению домов временного поселка "ЛaтБАМcтpoя". Спустя время на работу устроилась и Лидия – она медик. Поначалу пришлось сидеть с детьми.
Свою первую квартиру они получили в своем же доме "ЛaтБАМcтpoя" – въехали в двушку. К слову, в шестиквapтиpнoм подъезде жили семьи шести национальностей. "Все дружили между собой, выручали друг друга, делились рецептами национальных блюд", – рассказывала Лидия.
"Рабочий коллектив состоял из латвийских и местных строителей, y меня были нормальные, деловые отношения и c рабочими, и c начальством, – вспоминал Сергей. – Bce понимали, зачем они приехали, поэтому работали на результат".
Последним объектом Сергея Капустина в Таксимо стал вокзал. "Meня назначили начальником строительного участка, дали грамотных мастеров, бригаду бетонщиков, каменщиков. Изучив проект, мы приступили к работе. Когда есть материалы, механизмы и квалифицированные рабочие – строить одно удовольствие. Hapeкaний на качество и технологию строительно-монтажных работ со стороны заказчика не было", – спустя годы говорил Сергей.
© CC SA 1.0 / Musatych / Taksimo central squareТаксимо - поселок городского типа в республике Бурятия
Таксимо - поселок городского типа в республике Бурятия - Sputnik Латвия, 1920, 08.07.2024
Таксимо - поселок городского типа в республике Бурятия
В его рассказе о строительстве вокзала сквозит гордость – он буквально восхищался особенностями латвийской архитектуры. "Мы возвели вокзал в полном соответствии c проектом, сдали c оценкой "отлично", a я получил за эту работу правительственную награду – медаль "За доблестный труд". Сдача вокзала в эксплуатацию произошла в 1990 году".
К окончанию этого строительства из поселка городского типа Taкcимo вырос до районного центра, вновь созданного Myйcкoгo района. За свою трудовую деятельность Сергей Капустин построил много зданий, но самым успешным своим проектом считает именно здание вокзала, построенное по проекту латвийских архитекторов.

Атмосфера на стройке всегда была молодежная

Но не только городок Таксимо строили комсомольцы Латвии – в составе самых разных отрядов они трудились по всей протяженности БАМа. Так, участником первого комсомольского отряда стал комиссар латвийской бригады Владимир Ефимов. По окончании стройки домой он не вернулся – остался жить в Амурской области.
"Нас еще 13 апреля 1974 года ЦК комсомола назначил представителями Латвии на Всесоюзной стройке. Всего 16 человек в бригаде было, все строители, – вспоминал Владимир Ефимов. – Таким составом и поехали сначала в Москву, на 17-й съезд комсомола, где нам дал напутствие лично Леонид Ильич Брежнев. А уже в столице загрузились на поезд и поехали через всю страну. Ехали долго, но весело. По пути останавливались во всех городах, там прямо на вокзалах устраивали митинги, встречались с местными комсомольцами. В пути силами вагона даже газету собственную издавали. А 2 мая уже приехали на трассу, в Большой Невер".
Там комсомольцев распределили. Владимира Ефимова отправили в поселок Тындинский, где его бригада уже на следующий день начала возводить временное жилье. Нужно было подготовить место для следующих бригад, базу для строительной техники. Работы было много, делился деталями жизни в тайге комиссар латвийской бригады, но и про личную жизнь комсомольцы не забывали.
Не успел Владимир Ефимов приехать, как влюбился в девушку из другой бригады, а уже через месяц сыграл свадьбу. К слову, это была первая свадьба среди прибывших на стройку БАМа комсомольцев. Да и сын у Ефимовых родился первым, став самым юным бамовцем.
"Вообще атмосфера на стройке всегда была молодежная – боевая, задорная", – вспоминал Владимир Ефимов.
Другой латвийский комсомолец-бамовец Владимир Ледовский также домой не вернулся – остался в Иркутской области.
В декабре 1974 года он после срочной службы демобилизовался из армии, вернулся в Латвию, поработал месяца три столяром-плотником. А тут поступило неожиданное предложение из горкома комсомола: не хочешь поехать строить Байкало-Амурскую магистраль? Ледовский согласился сразу, но смог уехать только со второго захода – в первом не хватило путевок. Желающих было слишком много.
"Сначала нас собрали в ЦК комсомола, костюмчики выдали. Это был уже второй отряд, первый приехал раньше. А мы – на майские праздники 1975 года. Нас в отряде было человек 70. Я был принят на работу плотником в Мостоотряд №5. Потом выучился на монтажника. Мы тогда начали строить мост через Лену. Работал и звеньевым, и бригадиром, и мастером. Возводили пристрой к тресту "Мостострой-9". Я же строительных институтов не кончал, только практик. Мастера в отпуск ушли, меня и назначили", – вспоминал Владимир Ледовский.
Домой он не вернулся потому, что тоже встретил свою половинку – с будущей супругой познакомился на свадьбе приятеля в январе 1976 года. А уже 2 апреля того же года пара расписалась. Может, со свадьбой еще бы повременили, но подруга сделала ход конем – познакомила Владимира со своими родителями, "а я, как воспитанный человек, просто не мог не жениться".
Похожих историй на молодежной стройке века было море. И тянула комсомольцев на БАМ не жажда наживы или выгода, о таком в те времена мало кто задумывался, а исключительно романтика и жажда приключений. То, что сегодня, к сожалению, в большом дефиците.
Лента новостей
0