Музей пишущих машинок: это расширяет кругозор

© Sputnik / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПишущая машинка "Ундервуд"
Пишущая машинка Ундервуд - Sputnik Латвия, 1920, 04.07.2024
Подписаться
Многие посетители музея пишущих машинок читали о них в книгах, видели в фильмах, но многие никогда к ним не прикасались
РИГА, 4 июл — Sputnik. Даугавпилсский Центр техники и индустриального дизайна "Инженерный арсенал" продолжает цикл интервью с коллекционерами, уникальные объекты которых представлены в экспозиции.
В этом туристическом сезоне в центре можно увидеть несколько обновленных выставочных зон. Одна из них целиком посвящена единственному музею пишущих машинок в Латвии The Typewriter Museum. Занимается этим увлеченная пара молодых рижан – Александр Соколов и Александра Солодких.
Долгое время выставка и хранилище музея находились в творческом квартале "Проводник" (бывший завод в Саркандаугаве), но недавно самоуправление Риги запретило проведение публичных мероприятий в этом здании, и музей переместился в Чиекуркалнс (ул. Вискалю, 36а).
Как вы это делаете - Sputnik Латвия, 1920, 09.11.2019
Мастерство или ремесло? Маша Трауб о том, как пишутся книги
"Все началось летом 2020 года, когда я подарил Александре нашу первую пишущую машинку. Она увлекается писательством, и это был желанный подарок. Покупка была сделана на блошином рынке в Риге, и после я даже немного пожалел об этом, так как дома обнаружилась масса дефектов. Это была черная Erika 10 – элегантная и удобная "рабочая лошадка" из ГДР, которой нужно было уделить немало внимания.
Ремонт занял около 3 месяцев, но мне очень понравился этот процесс. Я начал присматриваться к другим моделям именно с целью починки и даже задумался о том, что такой ремонт может приносить дополнительный доход. Правда, на практике это было бы очень хлопотно именно с точки зрения рекламы, закупки материалов, отправки посылок.
К концу лета 2021 года у нас набралось определенное количество пишущих машинок и было хорошо оборудованное место под ремонт и хранение. Про музей… мы задумались, но скорее это была "идея для пенсии", по примеру музея велосипедов в Саулкрастах, который является пристройкой жилого дома непосредственного владельца. Этакий "семейный музей". Но потом мы перебрались на бывший завод, а ныне творческий квартал "Проводник", где было много места и для хранения/ремонта, и для мероприятий. Там нам и предложили сделать выставку. Оказалось, что людям это интересно!" – рассказывает Александр Соколов.
Сейчас в коллекции музея более 200 экземпляров: механические, электрические и электронные машинки – последние являются чем-то вроде принтера с клавиатурой. Также очень много "доноров", то есть объектов на запчасти. В рабочем состоянии находятся около половины экспонатов.
Один из самых ценных экземпляров – Olivetti Valentine (1969). Ее разрабатывал видный итальянский дизайнер Этторе Соттсасс, и за ней гонятся те коллекционеры, которые ищут именно уникальные дизайнерские творения. Также Smith Premier 10 (1920) с отдельными большими и малыми буквами – американцы экспериментировали с идеей отказа от переключения между регистрами (современный Shift). Идея не прижилась, но попытка интересная. А мечтают коллекционеры о нотной пишущей машинке, такой у них пока нет.
Швейцария в миниатюре в Лугано - Sputnik Латвия, 1920, 24.04.2017
От лягушек до медицинских муляжей: самые необычные музеи Швейцарии
Люди старшего возраста, которые сами пользовались пишущими машинками, по ним не ностальгируют, говорит Александр.
"Честно говоря, те люди, которые писали дипломы на "Олимпии", "Янтране" или подобных агрегатах, видя их вновь, испытывают не ностальгию… а боль. Потому что они не хотели бы возвращаться к этому опыту. Но и им интересно поглядеть на разнообразие моделей.
Часть посетителей, особенно юных, наверное, романтики. Они читали о пишущих машинках в книгах, видели в фильмах, но многие никогда к ним не прикасались. Вот это уже приятный и поучительный опыт. Некоторые просто открывают для себя что-то абсолютно новое и непривычное. Особенно забавно наблюдать за теми, кто видит печатную машинку Mercedes или Remington и сразу спрашивает: а как это? Тот же бренд или нет? Это расширяет их кругозор".
Лента новостей
0