Дешевле трамвай или российская колея в аэропорт. Эксперт критикует планы по Rail Baltica

© Sputnik / Sergey MelkonovОфициальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 10.06.2024
Подписаться
У Латвии было несколько вариантов соединения основной трассы Rail Baltica с аэропортом, в том числе продолжение пути с колеей 1520 мм и скоростной трамвай, но она выбрала самый дорогой вариант - строительство новых рельсов с колеей 1435 мм
РИГА, 10 июн — Sputnik. На соединение железнодорожной трассы Rail Baltica с Таллином и аэропортом эстонцы смотрят рационально, пишет бывший член правления LDz Айварс Стракшас в статье на портале Pietiek и приводит цитату из сообщения СМИ: "29 мая был заложен первый камень пассажирского терминала Rail Baltica Ülemiste - "Линда", который обеспечит удобное трамвайное сообщение с Таллинским аэропортом, центром города и портом. Завершение строительства терминала Ülemiste запланировано на 2028 год".
У Латвии было два рациональных и экономически оправданных варианта соединения Rail Baltica с центром Риги и аэропортом, считает Стракшас. Один — продолжение пути с колеей 1520 мм до аэропорта, другой — скоростной трамвай. С точки зрения стоимости проекта экономия составила бы сотни миллионов евро, эксплуатация также была бы во много раз лучше, поскольку обе альтернативы работали бы для города эффективнее.
Латвийские политики выбрали самое дорогое и неэкономное. Более того, этот выбор не был основан на имеющихся финансовых ресурсах. И что теперь? Денег нет, а обязательства выполнять надо. Если не удастся выпросить увеличение госдолга, придется перепланировать средства в госбюджете для Rail Baltica из секторов образования, науки и медицины.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 07.06.2024
Денег не было уже в 2022-м: что можно узнать из рассекреченных отчетов по Rail Baltica
По иронии судьбы, эта новость появилась почти одновременно с другой – о повышении зарплат госслужащим.
Пора бы вспомнить, что в госсекторе должен применяться тот же принцип вознаграждения, что и в частном бизнесе – за что платят? Вознаграждение следует делить не на большое и маленькое, а на заработанное или незаработанное.
С рациональной точки зрения ответственный министр и премьер-министр Эстонии могли бы получать зарплату в два-три раза больше нашей и при этом экономить или заработать пару миллиардов.
А мы там, где мы есть. Нам срочно нужно найти в бюджете 39 миллионов евро, чтобы не обанкротить застройщика, а в перспективе – миллиарды на реализацию нерентабельных решений. Пиар в СМИ и передача документов из одного кабинета в другой уже не спасают, заключает Стракшас.
Ранее координатор Северо-Балтийского коридора Ziemeļjūras-Baltijas TEN-T (в сеть входит и Rail Baltica) Генерального директората мобильности и транспорта Еврокомиссии Катрина Траутман сообщила, что в июне этого года премьер-министры стран Балтии подпишут договор об этапах реализации железнодорожного проекта Rail Baltica.
Траутман подтвердила: может быть отложено строительство так называемого Рижского кольца, которое соединяет Rail Baltica с Рижским центральным вокзалом и аэропортом и, соответственно, предусматривает создание пассажирских станций внутри и вокруг столицы. Сначала предстоит возвести главную трассу от морского побережья Эстонии - через все три страны Балтии - к границе Литвы и Польши.
В то же время Траутман подчеркнула: соединение с Ригой включено в правила реализации проекта, это будет сделано, но это вопрос денег и времени. "Конечно, если латвийское правительство хочет увидеть это ("Рижское кольцо") сейчас, оно может это сделать, но тогда ему еще и придется за это платить", - четко обозначила позицию Траутман.
Также стало известно, что компания, ответственная за реализацию работ на Рижском центральном вокзале и в аэропорту, стала кандидатом на банкротство. Предприятие министерства сообщения Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDzL) заключило договор на проведение строительных работ и контролирует его реализацию. Однако расходы растут - как из-за большого количества изменений в проекте, так и из-за инфляции. Договоры со строителями предусматривали и коэффициенты инфляции, однако эти платежи задерживаются. Необходимых для покрытия процентов по инфляции 39 миллионов евро в бюджете нет.
Есть и проблемы с проектированием трассы. Пока совместному французско-польско-итальянскому предприятию не переданы все проекты с разрешениями на строительство, которые нужны для первого 12-километрового участка у Иецавы.
Лента новостей
0