Пришло время "очеловечить" сельский транспорт

© Sputnik / Sergey MelkonovАвтобусная остановка в поселке Эзерсала
Автобусная остановка в поселке Эзерсала - Sputnik Латвия, 1920, 16.02.2024
Подписаться
В сельской местности пассажир должен иметь возможность садиться и выходить в любом удобном для него месте
РИГА, 16 фев — Sputnik. Для нормального транспортного сообщения в сельской местности на первом месте должен быть пассажир, а не автобус или бюрократ, подчеркивает колумнист Neatkarīgā Rīta Avīze Бен Латковскис.
За последние полвека жизнь в Латвии сильно изменилась: численность сельского населения существенно сократилась, а количество личных автомобилей увеличилось. Поэтому социальная функция общественного транспорта значительно возросла. В некотором смысле его даже можно назвать вопросом национальной безопасности.
Я неоднократно приводил пример Израиля, где автобусы заходят в каждый поселок (кибуц), даже если он находится в нескольких километрах от основной трассы. Хотя чаще всего в этих поселках никто из пассажиров не выходит из автобуса и не садится в него, там не говорят о напрасно потраченных ресурсах. Все понимают, что заселение территории – это вопрос выживания еврейского государства.
Если бы Израиль проводил региональную политику, подобной той, что проводится в Латвии, там осталось бы от силы пять городов и пустыня вокруг.
Латвии еще предстоит пройти долгий путь, чтобы достичь подобного понимания. При этом кое-что можно сделать уже сегодня. Нужны фундаментальные изменения в системе сельского общественного транспорта: Система должна быть максимально адаптирована к потребностям пользователей. На первом месте должен быть пассажир, а не автобус или бюрократ из министерства.
Времена, когда о благополучии пассажиров можно было не заботиться, давно прошли. Я до сих пор внутренне содрогаюсь, когда вспоминаю трамваи моего детства зимой.
Но при этом многие нормативные акты Автотранспортной дирекции застряли в парадигме прошлого: водитель автобуса обязан обслуживать только тарифные остановки. Я обеими руками за то, чтобы транспорт Rīgas satiksme останавливался в строго определенных местах. Но сельская местность – это не Рига. Тем более сегодня.
Одинокая женщина у автобуса - Sputnik Латвия, 1920, 14.02.2024
Автобус в деревне из средства передвижения превратился в декорацию
Организация движения общественного транспорта в сельской местности должна быть особой. Это означает, что пассажир может садиться и выходить в любом удобном для него месте.
В таком решении, кстати, нет ничего нового. В прошлом, когда в сельской местности жило гораздо больше людей и было меньше личных автомобилей, автобусы часто останавливались ближе к домам пассажиров. Теперь водителям автобусов запрещают такую практику, и из-за этого у нас формальность превалирует не только над гуманностью, но и над здравым смыслом.
Строгое соблюдение правил остановки автобусов в такой малонаселенной стране, как Латвия, почти абсурдно. Это застревание в трех соснах бюрократических правил прошлого века.
Пришло время принять политическое решение об "очеловечивании" сельского общественного транспорта, чтобы поставить на первое место людей, а не автобусных операторов.
Не так давно министр сообщения Каспарс Бришкенс с помпой презентовал свою политическую волю, перенеся остановку 22-го автобуса в аэропорту Рига ближе к терминалу. Остановка была перенесена буквально на 50 метров, но это было публично представлено как "маленький шаг для министра, но гигантский шаг для международного престижа Латвии". Как человек, часто пользующийся услугами аэропорта, могу только поблагодарить министра за это достижение. Хотя лишние 50 метров не были бы для меня проблемой...
Однако от министра я больше жду решения вопроса сельского общественного транспорта. Ведь в деревнях живет много пожилых людей с ограниченными возможностями передвижения. Заставлять их идти несколько километров до автобусной остановки - это просто бесчеловечно. Таким образом страна словно говорит этим людям: вы нам в деревнях не нужны. То есть отношение прямо противоположное тому, что наблюдаем в Израиле.
Несомненно, хор ответственных чиновников отыщет массу отговорок, чтобы доказать, что такое предложение неприемлемо. Но здесь министр должен проявить характер, политическую волю.
Начало работы Бришкенса на посту министра сообщения пришлось на сложное для отрасли время. Возникли проблемы с Rail Baltica, с бракованными новыми электропоездами. Теперь у него есть шанс реабилитироваться, хотя бы частично, и выбить почву из-под ног у различных конспирологов, рассказывающих о "специальных планах по уничтожению сельской местности".
Лента новостей
0