"Скормить" жителям латышскую музыку: в Латвии на радио могут ввести квоты

Латвийская музыкальная группа Carnival Youth - Sputnik Латвия, 1920, 06.02.2024
Подписаться
В Латвии задумались о продвижении музыки, созданной местными композиторами и исполнителями, - пока что в латвийском топе Apple Music присутствует 36 песен на русском языке, и ни одной – на латышском
РИГА, 6 фев — Sputnik. Для развития и продвижения латвийской музыки необходимы огромные средства, в отсутствие финансирования рассматривается "приказной" вариант: ввести квоты на радиостанциях на трансляцию песен латышей, передает LSM.

Господдержки у музыкантов почти нет

В январе Минкультуры объявило очередной конкурс по содействию экспорту поп-музыки, на этот раз возложив на промоутеров также организацию ежегодной музыкальной премии "Золотой микрофон". Поэтому трехлетний бюджет больше, чем раньше, – 165 тысяч евро или 55 тысяч евро в год. И на этот раз одной из задач победителей конкурса будет представление латышской поп-музыки на международных мероприятиях.
"Конечно, не всегда можно предсказать, каким будет результат. Но понятно, что такие группы, как Carnival Youth, с которыми работают целенаправленно, Tautumeitas и другие проекты приобретают международную популярность. Ни одна из них не стала очередной ABBA, ни один латвийский фильм пока не получил "Оскара", поскольку до этого, конечно, еще далеко", - заявил Улдис Зариньш, заместитель госсекретаря по делам культуры Минкультуры.
Латвийские музыкальные продюсеры признают, что господдержка очень маленькая и сильно отстает от соседних стран Балтии и Северной Европы. Поэтому лишь немногие группы получают небольшие гранты для покорения зарубежных сцен, остальным приходится вкладывать собственные средства. Агнесе Цимушка-Рекке, исполнительный директор Латвийского музыкального общества Latvijas mūzikas eksports отметила, что музыканты пытаются завоевать зарубежные рынки разными способами: "Некоторые привлекают зарубежные управляющие или звукозаписывающие компании. Другие создают коллаборации. Пути разные, и не существует одного рецепта, который подойдет всем. Ясно одно – ты должен быть уникальным, ты должен быть особенным, и ты должен быть готов к тому, что это отнимет много сил и времени, что ты часто будешь вдали от дома, и это будет дорого, но… возможно, это окупится".
Представитель Минкультуры Улдис Зариньш заявил, что латвийская поп-музыка "имеет достаточное стратегическое значение", ведь культура является "областью достаточно важной для долгосрочного существования страны, независимо от конкретного направления в музыке или культуре".
Карлис Казакс, программный директор Латвийского радио 5, признал, что экспорту латышской музыки могла бы дать толчок настоящая история успеха: "Если экспорту музыки удастся что-то взорвать, добиться чего-то такого, чтобы Евровидение трижды упало со стула, трижды подряд победил один и тот же человек, и тогда мы тут в Латвии сказали бы: да, в общем-то, этот человек кое-что может".

Местная поп-музыка становится лучше, но ее слушают все меньше

Эксперты считают, что уровень латышской поп-музыки за последние десятилетия значительно вырос, и однажды найдется артист, который "выстрелит", неважно, каким способом – либо он сумеет воспользоваться своим трехминутным выступлением на Евровидении или вдруг станет сенсацией ТikTok. Но сейчас реальность другая. Латвия пытается за государственные деньги экспортировать музыку, которую сами латыши уже не слушают. В прошлом году только шесть из 100 самых популярных песен в Латвии были созданы в Латвии. Из 100 самых прослушиваемых и скачиваемых песен на стриминговых платформах только 10 были латышскими.
Янис Жилде, председатель жюри музыкальной премии "Золотой микрофон", считает, что многие понятия не имеют о современной поп-музыке, создаваемой в Латвии: "В 90-е качество создаваемой в Латвии музыки было не таким высоким, возможно, эти старые матрицы сохранились в сознании слушателей и люди относятся к этому несколько скептически. Это одно. Во-вторых, создаваемую в Латвии музыку продвигать определенно должны и СМИ. Раньше были какие-то музыкальные программы, в которых можно было посмотреть интервью с музыкантами, новые клипы, а теперь даже в государственных СМИ, не говоря уже о коммерческих, такого контента просто нет".
Карлис Казакс считает, что дело все же в качестве музыки: "Сейчас, когда ставишь новые песни одну за другой, что-то слушаешь или просто пролистываешь записи, присланные на какой-нибудь конкурс, слушаешь одно за другим, и нет разнообразия – я не слышу сюрприза. Может, мы что-то не так делаем в образовательном процессе, может быть, когда обучаем исполнителей в музыкальных школах, мы где-то забываем творческий подход, возможно, где-то мы ошиблись, что теряем какую-то направленность на творчество. Мы умеем хорошо исполнять, но этого мало".

Популярность российской поп-музыки не могут объяснить

Статистика стриминговых платформ показывает, насколько популярна поп-музыка, созданная в России. Например, в латвийском топе Apple Music присутствует 36 песен на русском языке, и ни одной – на латышском. Янис Жилде приводит неправдоподобные объяснения.
"Одна из них, конечно, в том, что в России нельзя официально воспользоваться этими услугами, особенно – Apple Music, поэтому российские слушатели, слушатели русской музыки с помощью VPN регистрируются в Прибалтике, например, и таким образом поднимают количество слушателей русских артистов. Во-вторых, мне кажется, тут сработала пропаганда русской культуры как оружия, потому что люди в России... ну, им втемяшили – тут надо сказать, что это результат пропаганды, что русская музыка – лучшая, и ее надо слушать, а все, что исходит от гниющего Запада, — это все разврат", — сказал Жилде.
Популярность русской музыки продюсеру Гунтару Рачсу также сложно понять: "Честно говоря, я готов исследовать и понять, и пытаться, скажем так, выяснить, ведь – как так? Если это так и это местные слушатели, то у нас проблема. И не только в музыкальной индустрии, ведь музыка – это большая часть культуры, очень важная, и мы гордимся ею, у нас есть Праздник песни, и мы были "страной, которая поет" и так далее, и мы отождествляем себя с музыкой".

Квоты на местный контент на радиостанциях могут изменить ситуацию

В европейских странах существуют различные практики "обращения" к публике с помощью местной музыки. Например, во Франции действует принцип: из каждых десяти транслируемых песен как минимум четыре должны быть на французском языке. В Латвии СМИ предоставлена свобода действий. Квоты на музыкальный контент в Латвии стали актуальной темой для радиостанций. Мировой опыт показывает, что квоты помогают создавать местный музыкальный контент. "Чем чаще радиостанция крутит определенную песню – я бы не хотел использовать слово "скармливает", но продвигает ее, и, проиграв песню один, два, три, десять раз, рано или поздно человек привыкает. Если музыка качественная, ее принимают и начинают добавлять в свои плейлисты", — уверен Янис Зилде.
Карлис Казакс введение квот не поддерживает: "Качество из-за этого не повысится, увеличится количество трансляций где-то ночью, чтобы прозвучали. Мне кажется, можно подумать о том, как поддержать радиостанции, особенно в коммерческом секторе, которые транслируют латышскую музыку, — чтобы был какой-то механизм, как их отблагодарить за это. Если организуют конкурс для новых групп, мы скажем огромное спасибо. А такое брутальное ограничение – сказать, что теперь все будут проигрывать такой-то процент музыки, созданной в Латвии или латышами… Я не думаю, что это правильно".
Агнесе Цимушка-Рекке предлагает задуматься над этим вопросом в экономических категориях: "Речь тут и о деньгах, которые утекают из Латвии. Это около 70% вознаграждения, а это большая сумма, которая могла бы остаться тут и поддержать местную музыкальную индустрию".
Рудольфс Будзе, представитель Universal Music Latvia поддерживает продвижение местного продукта: "Должна быть конкуренция музыке, идущей как с востока, так и с запада, и этого можно достичь – это доказали наши соседи, эстонцы. У них в топ-50 Spotify регулярно присутствует –надцать эстонских песен, и в Латвии – одна или две. А лучшим примером в нашем регионе – Финляндия, где иногда даже 90% из топ-50 Spotify — это местная музыка".
Министр культуры Агнесе Логина уже готова ввести квоты. Однако заместитель госсекретаря Минкультуры Улдис Зариньш пока не хочет публично назвать размер планируемой квоты: "Мы знаем, что такие квоты установлены во многих странах Евросоюза, поэтому вряд ли будут юридически непреодолимые препятствия для того, чтобы сделать это и в Латвии. У нынешнего руководства министерства такое желание есть, поэтому одна из наших задач в этом году – прийти к решению, как можно было бы такую систему внедрить в Латвии".
Лента новостей
0