https://lv.sputniknews.ru/20240206/koalitsiya-dronov-latviya-naraschivaet-proizvodstvo-bespilotnikov-27177961.html
"Коалиция дронов": Латвия наращивает производство беспилотников
"Коалиция дронов": Латвия наращивает производство беспилотников
Sputnik Латвия
В январе министр обороны Латвии Андрис Спрудс заявил, что почти два десятка стран будут участвовать в "коалиции дронов", чтобы вооружить Украину 06.02.2024, Sputnik Латвия
2024-02-06T13:47+0200
2024-02-06T13:47+0200
2024-02-06T13:47+0200
новости латвии
латвия
дроны
минобороны латвии
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/0a/17/26345462_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_ae04838fe05dba63703ebf6b84657a3c.jpg
РИГА, 6 фев — Sputnik. Два латвийских производителя беспилотников во время ситуации на Украине переживают взрывной рост бизнеса. Это Edge Autonomy Riga и Atlas Aerospace. Еще три компании, возможно, начнут производство в течение года, пишет Rus.Lsm.lv. "Что касается производителей дронов вообще — я не могу сказать, что их в Латвии только 17 или 27, потому что, если говорить и о воздухе, и о земле, и воде, и [о пространстве] под водой, то разработок тут намного больше, — рассказывает глава Латвийской федерации оборонной индустрии Элина Эгле. — Те, которые уже коммерциализированы и используются для гражданско-военных нужд, — это эти два предприятия. Возможно, у еще трех латвийских компаний выпуск может начаться в течение ближайшего года. Это фирмы, которые уже давно работают с инженерными системами. Не уверена, будут ли это именно военные дроны, скорее, двойного назначения". Прибыль Edge Autonomy Riga подскочила почти в 10 раз Первопроходец и многолетний лидер латвийской индустрии, компания UAV Factory, позже переименованная в Edge Autonomy Riga, с десятками миллионов годового оборота, — "плод" детского увлечения ее основателя, Константина Попика. В первый год ситуации на Украине оборот предприятия, на котором трудились 160 человек, почти утроился, с 8,6 миллиона до 21,2 миллиона евро. Прибыль же подскочила без малого в 10 раз, до 4,5 миллиона евро (годом ранее было около полумиллиона евро). Чипы резко подорожали Второй известный игрок — Atlas Aerospace — принадлежит Ивану Толчинскому, с 2015 года живущему в Латвии гражданину Израиля украинского происхождения (и он тоже в детстве занимался авиамоделированием). Тут оборот компании в 2022 году тоже взлетел, и тоже в разы, с 1,36 до 6,87 миллиона евро. Но прибыли это пока не принесло, результат — убытки на 4,8 миллиона евро (примерно столько же, что и годом ранее). Как получилось, что даже многократный рост оборота в 2022 году не привел хотя бы к снижению убытков? Причина в том, что после COVID-19 во всем мире была большая проблема с комплектующими, говорит Толчинский. "Был огромный дефицит и рост цен. В итоге многие системы для Украины мы делали себе в минус, потому что нужно было поставить продукт быстрее. Мы проигрывали много денег, чипы, которые обычно у нашего [постоянного] поставщика [раньше] стоили 11 долларов, приходилось покупать на рынке по 150 долларов. Понимаете, мы не могли отказать", — объясняет владелец Atlas Aerospace. Рост продаж и новые работники Каким был только что завершившийся 2023 год для латвийской индустрии беспилотников и дронов, ясно пока в общих чертах. Подъем продолжается, уверена глава отраслевой федерации Элина Эгле: "Интерес со стороны покупателей есть, рост продаж есть, новые работники — набираются". В Edge Autonomy Riga от комментариев отказались — и по развитию бизнеса, и по тому, насколько эффективен оказался их продукт в противостоянии с технологически развитым противником. "Сейчас мы не даем комментариев и многие вопросы становятся конфиденциальными", — сообщили в отделе маркетинга. Тем не менее латвийские модели беспилотников этой компании "засветились" — в том числе в верифицированной статистике проектом Oryx украинских потерь: два самолетика Penguin C были захвачены противником. Более открыты коллеги из Atlas Aerospace: по оперативным данным, оборот в 2023 году составил около 12 миллионов евро, и впервые удалось выйти в плюс — ожидается прибыль до 1,5 миллиона. План на начавшийся 2024 год — выйти на уровень продаж в 20-21 миллион евро, из которых на Украину придется около трети, говорит Иван Толчинский. Другие главные рынки — Великобритания, Нидерланды и США. Место Латвии в "коалиции дронов" В январе министр обороны Латвии Андрис Спрудс заявил, что почти два десятка стран будут участвовать в "коалиции дронов", чтобы вооружить Украину "тысячами" новых устройств. "Основная цель — сделать все, чтобы как можно больше этих беспилотников было доставлено на Украину", — сказал Спрудс. Правда, местные производители в то же время терялись в догадках, что эта "коалиция" означает конкретно для них, — с ними на этот счет никто не говорил, и, к примеру, увеличение производства не обсуждал. Больше ясности появилось 29 января — на встрече отраслевиков с министром обороны, сообщила глава оборонной федерации Элина Эгле. Рассказывать о подробностях она на стала, сославшись на конфиденциальность информации: "Что я могу сказать — встреча прошла очень хорошо, многие участники отрасли выслушали послание Минобороны о коалиции, узнали о требованиях и актуальных нуждах, об активных зарубежных партнерах и возможностях для сотрудничества. Думаю, это прекрасная возможность кооперироваться, участвовать в производстве разных компонентов". "Мы попросили производителей сообщить о своих практических возможностях производить необходимые Украине дроны. Когда эти данные от производителей будут получены, мы сообщим о дальнейших шагах", — проинформировала пресс-секретарь министра обороны Илзе Маскалане. Россия начала специальную военную операцию на Украине 24 февраля 2022 года. Президент РФ Владимир Путин назвал ее целью "защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима". Он отметил, что спецоперация — вынужденная мера, России "не оставили никаких шансов поступить иначе, риски в сфере безопасности создали такие, что другими средствами реагировать было невозможно".
https://lv.sputniknews.ru/20230918/svo-ispytaniya-novogo-drona-kamikadze-bas-80-26017542.html
https://lv.sputniknews.ru/20230728/latviyskie-studenty-sozdali-nebolshoy-podvodnyy-bespilotnik-25621409.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/0a/17/26345462_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_bfa328b23d52b7400e465a96226dbcc6.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, дроны, минобороны латвии
новости латвии, латвия, дроны, минобороны латвии
РИГА, 6 фев — Sputnik. Два латвийских производителя беспилотников во время ситуации на Украине переживают взрывной рост бизнеса. Это Edge Autonomy Riga и Atlas Aerospace. Еще три компании, возможно, начнут производство в течение года, пишет Rus.Lsm.lv.
"Что касается производителей дронов вообще — я не могу сказать, что их в Латвии только 17 или 27, потому что, если говорить и о воздухе, и о земле, и воде, и [о пространстве] под водой, то разработок тут намного больше, — рассказывает глава Латвийской федерации оборонной индустрии Элина Эгле. — Те, которые уже коммерциализированы и используются для гражданско-военных нужд, — это эти два предприятия. Возможно, у еще трех латвийских компаний выпуск может начаться в течение ближайшего года. Это фирмы, которые уже давно работают с инженерными системами. Не уверена, будут ли это именно военные дроны, скорее, двойного назначения".
Прибыль Edge Autonomy Riga подскочила почти в 10 раз
Первопроходец и многолетний лидер латвийской индустрии, компания UAV Factory, позже переименованная в Edge Autonomy Riga, с десятками миллионов годового оборота, — "плод" детского увлечения ее основателя, Константина Попика.
В первый год ситуации на Украине оборот предприятия, на котором трудились 160 человек, почти утроился, с 8,6 миллиона до 21,2 миллиона евро. Прибыль же подскочила без малого в 10 раз, до 4,5 миллиона евро (годом ранее было около полумиллиона евро).
Второй известный игрок — Atlas Aerospace — принадлежит Ивану Толчинскому, с 2015 года живущему в Латвии гражданину Израиля украинского происхождения (и он тоже в детстве занимался авиамоделированием). Тут оборот компании в 2022 году тоже взлетел, и тоже в разы, с 1,36 до 6,87 миллиона евро. Но прибыли это пока не принесло, результат — убытки на 4,8 миллиона евро (примерно столько же, что и годом ранее).
Как получилось, что даже многократный рост оборота в 2022 году не привел хотя бы к снижению убытков? Причина в том, что после COVID-19 во всем мире была большая проблема с комплектующими, говорит Толчинский.
"Был огромный дефицит и рост цен. В итоге многие системы для Украины мы делали себе в минус, потому что нужно было поставить продукт быстрее. Мы проигрывали много денег, чипы, которые обычно у нашего [постоянного] поставщика [раньше] стоили 11 долларов, приходилось покупать на рынке по 150 долларов. Понимаете, мы не могли отказать", — объясняет владелец Atlas Aerospace.
Рост продаж и новые работники
Каким был только что завершившийся 2023 год для латвийской индустрии беспилотников и дронов, ясно пока в общих чертах. Подъем продолжается, уверена глава отраслевой федерации Элина Эгле: "Интерес со стороны покупателей есть, рост продаж есть, новые работники — набираются".
В Edge Autonomy Riga от комментариев отказались — и по развитию бизнеса, и по тому, насколько эффективен оказался их продукт в противостоянии с технологически развитым противником. "Сейчас мы не даем комментариев и многие вопросы становятся конфиденциальными", — сообщили в отделе маркетинга. Тем не менее латвийские модели беспилотников этой компании "засветились" — в том числе в верифицированной статистике проектом Oryx украинских потерь: два самолетика Penguin C были захвачены противником.
Более открыты коллеги из Atlas Aerospace: по оперативным данным, оборот в 2023 году составил около 12 миллионов евро, и впервые удалось выйти в плюс — ожидается прибыль до 1,5 миллиона. План на начавшийся 2024 год — выйти на уровень продаж в 20-21 миллион евро, из которых на Украину придется около трети, говорит Иван Толчинский. Другие главные рынки — Великобритания, Нидерланды и США.
Место Латвии в "коалиции дронов"
В январе министр обороны Латвии Андрис Спрудс заявил, что почти два десятка стран будут участвовать в "коалиции дронов", чтобы вооружить Украину "тысячами" новых устройств. "Основная цель — сделать все, чтобы как можно больше этих беспилотников было доставлено на Украину", — сказал Спрудс. Правда, местные производители в то же время терялись в догадках, что эта "коалиция" означает конкретно для них, — с ними на этот счет никто не говорил, и, к примеру, увеличение производства не обсуждал.
Больше ясности появилось 29 января — на встрече отраслевиков с министром обороны, сообщила глава оборонной федерации Элина Эгле. Рассказывать о подробностях она на стала, сославшись на конфиденциальность информации: "Что я могу сказать — встреча прошла очень хорошо, многие участники отрасли выслушали послание Минобороны о коалиции, узнали о требованиях и актуальных нуждах, об активных зарубежных партнерах и возможностях для сотрудничества. Думаю, это прекрасная возможность кооперироваться, участвовать в производстве разных компонентов".
"Мы попросили производителей сообщить о своих практических возможностях производить необходимые Украине дроны. Когда эти данные от производителей будут получены, мы сообщим о дальнейших шагах", — проинформировала пресс-секретарь министра обороны Илзе Маскалане.
Россия начала специальную военную операцию на Украине 24 февраля 2022 года. Президент РФ Владимир Путин назвал ее целью "защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима". Он отметил, что спецоперация — вынужденная мера, России "не оставили никаких шансов поступить иначе, риски в сфере безопасности создали такие, что другими средствами реагировать было невозможно".