Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2021
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Новая идентичность: в Вентспилсе вместо нефтепродуктов переваливают растительное масло

© Sputnik / Sergey MelkonovВентспилсский свободный порт
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 26.01.2024
Подписаться
Раньше рапсовое масло импортировали из России, а теперь поставщики нашлись на Украине, а вместо химических нефтепродуктов переваливают пальмовое масло – это примеры историй о том, как геополитическая ситуация влияет на бизнесменов и как они пытаются переориентироваться
РИГА, 26 янв — Sputnik. В двух крупнейших портах Курземе – Вентспилсе и Лиепае – наблюдается снижение объема грузов, но коммерсанты ищут новые грузы и способы продолжить деятельность, передает LSM.
Предприятие ООО VK Terminal Services, которое уже десятилетиями оказывает услуги по перевалке и хранению химических и нефтехимических грузов в Вентспилсском порту, в последние годы наращивает объемы перевалки растительных масел. Изначально в резервуарах хранилось только рапсовое масло, которое используется в качестве сырья для производства биотоплива, а теперь предприятие работает и с другими пищевыми маслами. В прошлом году впервые появилось пальмовое масло из Индонезии и Малайзии.
В ответ на изменение геополитической ситуации портовые терминалы должны не только искать новых клиентов, но и адаптировать инфраструктуру к новым грузопотокам.
Компания Bio – Venta, начавшая свою деятельность пятнадцать лет назад, полностью прекратила импорт рапсового масла из России. Предприятие и само производит масло, но ему удается обеспечить только 36% необходимого количества. Часть закупается в Латвии.
Эгилс Старис, председатель правления и финансовый директор ООО Bio – Venta, признал, что геополитическая ситуация повлияла и на них: "Изменилась география наших поставщиков, потому что среди сырьевых материалов мы используем рапсовое масло, которое покупаем у других производителей. Сейчас 90% мы покупаем у украинских производителей и поставщиков. До военных действий оно было с востока – России, Беларуси, Казахстана".

Уже не по железной дороге, а автотранспортом

В то же время изменился способ доставки масла в Вентспилс – и на это повлияла ситуация на Украине. Старис рассказал, что иногда вся парковка забита большегрузной техникой с украинскими номерами:
"Это фактически единственное возможное сообщение на данный момент. Железнодорожное невозможно, потому что через Беларусь грузы не отправляются. Их перевозят автомобилями, и это не самый удобный способ – иногда машины задерживают на границе на срок до 12 дней. Когда приезжает, один груз составляет 25 тонн, в отличие от железной дороги, где груз составляет 60–65 тонн. Операций стало больше".
Компания планирует удвоить производство рапсового масла. Почти 100% всей производимой продукции экспортируется и транспортируется через Вентспилсский порт. Масло переваливается в порту, а другой производимый продукт – кормовой рапс – переваливается через другие терминалы порта.
"Это немного, но мы все равно обеспечиваем грузооборот около 150 тысяч тонн в год. Будет больше, когда завершим вторую очередь масляного цеха – этот вклад вырастет еще на 30–40 тысяч", – говорит Старис.

Вентспилсский порт – в поисках новой идентичности

Заместитель управляющего Вентспилсским свободным портом Игорь Удодов рассказал, что порт начал работу над новым имиджем.
Из транзитного порта ископаемого топлива, каким он был создан в середине прошлого века, порт должен превратиться в энергетический порт с сильным акцентом на возобновляемые источники энергии в самом широком смысле этого слова.
Именно сокращение объемов российских нефтепродуктов до нуля стало причиной того, что общий грузооборот терминалов Вентспилсского свободного порта по сравнению с 2022 годом снизился на 29,3%.
В Лиепайском порту также наблюдается снижение грузооборота – на 4,9% по сравнению с рекордным 2022 годом, и предприниматели продолжают адаптироваться, подчеркнул Улдис Хмиелевскис, управляющий Лиепайской СЭЗ. Скоро в порту появится новый продукт – собственная вода.
"В ближайшие месяцы будет сдан в эксплуатацию терминал по экспорту питьевой воды, где планируется переваливать и экспортировать 3 млн тонн в год. Это будет дополнительное достаточно крупное судоходство в Лиепайском порту. Мы работаем над созданием базы морского ветропарка в Лиепае, которая через несколько лет также обеспечит дополнительное движение судов", – обрисовал планы на будущее Хмиелевскис.
В Лиепайском порту планируется реконструировать паромный причал, который позволит обеспечить движение на юг Швеции и даст дополнительные возможности лиепайским производителям. За последние пять лет и Лиепайский, и Вентспилсский порты реализовали важные проекты развития. За счет привлечения средств Фонда сплочения ЕС Вентспилсскому свободному порту удалось восстановить как причалы, так и береговые укрепления, а также обустроить подъездные пути к порту. В обоих проектах общая сумма финансирования достигает примерно 40 миллионов евро. В Лиепае углубили порт, построили автомобильные и железнодорожные подъездные пути, реализовав инвестиционные проекты на сумму 45 миллионов евро.
Лента новостей
0