Поезд раздора: как Литва "мухлюет" с маршрутом Вильнюс — Рига

© Valsts kanceleja/State Chancellery / 27.12.2023. Ministru prezidente Evika Siliņa sagaida Lietuvas premjerministri Ingrīdu Šimonīti (Ingrida Šimonytė) ierodamies Centrālajā stacijā.Прибытие пассажирского поезда из Вильнюса на Центральный железнодорожный вокзал Риги
Прибытие пассажирского поезда из Вильнюса на Центральный железнодорожный вокзал Риги - Sputnik Латвия, 1920, 23.01.2024
Подписаться
Латвийский премьер считает, что новый маршрут укрепит дружбу между государствами. Однако уже поползли слухи, что рейс более выгоден для литовцев, что совершенно не радует соседей
В конце декабря из Вильнюса в Ригу запустили долгожданный пассажирский поезд. Этого события жители обеих стран ждали 20 лет. Поезд курсирует ежедневно: состав отправляется из столицы Литвы в 6:30 и прибывает на центральный вокзал Риги в 10:43. Из Риги же поезд отправляется в 15:28 и возвращается в Вильнюс вечером.
В среднем поездка занимает чуть больше четырех часов, которые пассажиры могут провести с комфортом в современном дизельном поезде. Но так ли все радужно на самом деле? Станет ли поезд причиной раздора — разбирался Sputnik Литва.

Как поезд Вильнюс — Рига разочаровал пассажиров

Жители балтийских республик ждали открытия прямого рейса последние 20 лет. Железнодорожное сообщение между столицами Литвы и Латвии оборвалось в 2004 году, когда страны приняли в ЕС и НАТО.
До сих пор балтийцам приходилось ездить друг к другу, пользуясь автобусами, самолетами или путешествуя на машине.
Люди действительно возлагали большие надежды на этот рейс. Стоит только вспомнить, как быстро пассажиры раскупили билеты на предновогодние даты.
За чуть более чем две недели на поезд Вильнюс — Рига было продано больше пяти тысяч билетов. Тем более что не только жителям столиц интересен этот маршрут. Им пользуются также жители Шяуляя, Кайшядориса и Йонишкиса.
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните приняла участие в церемонии открытия железнодорожного маршрута между Ригой и Вильнюсом  - Sputnik Латвия, 1920, 27.12.2023
Впервые за двадцать лет Вильнюс и Ригу свяжет поезд
На первой неделе заполненность поезда составляла более 70 процентов. А это довольно немало.
К тому же "рекламировать" рейс решили и политики обеих стран. В рамках открытия нового маршрута премьер Литвы Ингрида Шимоните прокатилась на новом поезде в Ригу, чтобы встретиться со своей латвийской коллегой Эвикой Силиней.
Разумеется, посыпались громкие заявления о том, что сообщение должно укрепить соседские отношения и пойти на пользу обеим странам.
Однако радость жителей Латвии продлилась недолго.
Не прошло и месяца, как латвийские СМИ стали обращать внимание на некоторые странности. Во-первых, оказалось, что нет существенной разницы между поездкой на поезде и на автобусе, ведь автовокзал и железнодорожный вокзал оба недалеко от исторического центра Риги и расположены недалеко друг от друга.
Время путешествия тоже не сильно разнится. И хотя в обычное время цена на автобусные билеты немного выше, чем на поезд, в период скидок путешествие автобусом будет выгоднее. Пассажиру гораздо проще подобрать себе билет по выгодной цене, ведь автобусными перевозками в Вильнюс занимаются сразу несколько компаний.
Помимо этого, путешествуя автобусом, путешественник более свободен в выборе времени отправления.
Обращает на себя внимание и тот факт, что литовцы находятся в более выгодном положении, чем латвийцы. Ведь из Риги в Вильнюс получится попасть только вечером, в то время как на Рижский вокзал поезд приезжает в первой половине дня.
Возникает логичный вопрос: так ли крепка дружба между балтийскими республиками, как это пытается показать госпожа Шимоните? Или же Литва, как всегда, пытается нажиться на "европейской привычке" путешествовать по железной дороге, особо не заботясь о нуждах соседей?

Поездки с комфортом, но ненадолго

Поезда, обслуживающие рейс, принадлежат пассажирской транспортной компании LTG Link, входящей в состав группы LTG.
Перевозчик позаботился о том, чтобы пассажиры путешествовали с комфортом. Так, например, в поезде можно будет купить еду и напитки. Разрешены и поездки с животными — маленьких питомцев можно будет провезти в сумках бесплатно, а за крупных придется доплатить пять евро.
Из документов с собой необходимо иметь ветпаспорт европейского образца.
Помимо этого, на рейсе будут работать люди со знанием национальных языков республик, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно и не испытывали проблем в коммуникации.
Новый электропоезд производства чешского завода Škoda Vagonka в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 31.10.2023
Литовская компания уже переманивает машинистов: когда запустят поезд Вильнюс – Рига
Правда, настораживает, что не так давно соцдемы пожаловались главе литовского Минтранса на безопасность поездов, которые эксплуатируются "Литовскими железными дорогами". По их словам, руководители компании больше пекутся о своей прибыли, чем об интересах пассажиров.
Поскольку количество поломок и аварий увеличивается с каждым годом, есть риск, что эта проблема не минует и новый международный рейс. А значит, у литовцев есть все шансы доставить соседям массу проблем.
Не исключено также, что рейс Вильнюс — Рига недолго будет популярен и в конечном итоге разделит участь поезда "четырех столиц" (Киев — Минск — Вильнюс — Рига), который в конце концов оказался нерентабелен.
А ведь, как и в случае с новым маршрутом, начиналось все с высоких продаж и больших ожиданий.

Мутные схемы ЛЖД в контексте балтийской "дружбы"

"Литовские железные дороги" славятся своими попытками урвать кусок побольше за счет соседей. Стоит только вспомнить острую конкуренцию за белорусский грузопоток, от которого компания до последнего не желала отказываться по меркантильным причинам.
При этом литовским политикам ничего не мешало призывать Ригу не вести дела с "соседом-агрессором". Литва на словах ругала "режим" Александра Лукашенко, но всегда находила причины, по которым полностью отказаться от белорусских денег невозможно. Так продолжалось бы и дальше, если бы не усилившееся давление ЕС.
Как бы то ни было, для ЛЖД попытки вредить соседям — давно укоренившаяся традиция.
Генеральный директор литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка и руководитель польского нефтяного концерна Orlen Даниэль Обайтек - Sputnik Латвия, 1920, 16.08.2018
На участке Мажейкяй - Реньге положили символический первый рельс
Так, например, в 1999 году литовская компания заключила коммерческое соглашение с компанией Orlen Lietuva. Это предприятие управляет единственным в странах Балтии нефтеперерабатывающим заводом в литовском Мажейкяе. Договор предусматривал предоставление услуг железнодорожного транспорта в балтийской республике. И поначалу ЛЖД исполняла свои обязательства в полной мере.
Однако после того, как в 2008 году компания решила перенаправить свои потоки в латвийские порты, "Литовские железные дороги" приостановили движение на 19-километровом участке между Мажейкяем и границей с Латвией под предлогом внезапно выискавшегося "дефекта" рельсового пути.
Литовская компания разобрала этот участок колеи, фактически вынудив Orlen Lietuva перевозить нефтепродукты в порты Латвии окружным путем или пользоваться Клайпедским портом.
Так что связываться с Литвой в вопросе железнодорожных перевозок, будь они коммерческие или пассажирские, может быть весьма небезопасно.
Ведь, что бы ни говорила Шимоните о "балтийской дружбе", в вопросе денег каждый стоит за себя.
Лента новостей
0