https://lv.sputniknews.ru/20231226/problemy-s-propusknoy-sposobnostyu-latviya-ne-uspevaet-osvoit-200-mln-evro-iz-fondov-es-26882598.html
Проблемы с "пропускной способностью": Латвия не успевает освоить 200 млн евро из фондов ЕС
Проблемы с "пропускной способностью": Латвия не успевает освоить 200 млн евро из фондов ЕС
Sputnik Латвия
В конце декабря 2023-го реализация проектов этого периода завершится, но 99 проектов на самом деле еще не завершены. Есть риск, что 200 млн евро не успеют... 26.12.2023, Sputnik Латвия
2023-12-26T19:50+0200
2023-12-26T19:50+0200
2023-12-26T19:50+0200
новости экономики латвии
еврофонды
rail baltica
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/0b/17/14726174_0:0:2048:1153_1920x0_80_0_0_81edc24fb0fde80fba67ab73b1736a8a.jpg
РИГА, 26 дек — Sputnik. До конца декабря Латвия должна придумать, как рефинансировать проекты, реализуемые за счет средств Евросоюза. В настоящее время существует риск того, что 200 млн евро останутся неинвестированными. Правительство достигло договоренности, что часть проекта будет завершена за счет финансирования из средств ЕС следующего периода, но тогда на другие нужды останется меньше денег, сообщает LSM. С 2014 по 2020 год в течение годового планового периода латвийской экономике была доступна из фондов ЕС сумма в размере 4,6 млрд евро. Самыми громкими незавершенными проектами являются строительство нового здания больницы Страдыня в Риге и строительство Rail Baltica. Но есть проекты и в других отраслях, которые нуждаются в особом мониторинге. Чтобы не потерять эти миллионы и Латвии не пришлось их возвращать, правительство предлагает завершить их финансированием следующего планового периода 2021—2027 годов. "Еврокомиссия согласна, что мы можем завершить эти проекты со следующего периода (из средств следующего периода — ред.). К сожалению, надо понимать, что в следующий период конкретные министерства получат меньше денег на свои проекты ровно настолько, сколько средств пришлось направить на завершение проектов из прошлого периода", — заявил министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство"). Однако планирование на следующий период тоже проходит не гладко. Затягивается разработка регламента кабинета министров, на основе которого надо реализовать дальнейшие планы. Хуже всего с выполнением планов обстоят дела у двух министерств, у которых имеется самое большое финансирование и запланированы крупнейшие проекты — министерства сообщения и министерства образования и науки. Минсообщения, под руководством которого уже находятся отложенные проекты предыдущего периода, такие как Rail Baltica, инфраструктурные проекты LDz и обновление подвижного состава Pasažieru vilciens, является абсолютным лидером по задержкам в планировании и на следующий период. Пока ни один из планов стоимостью 854 млн евро не был одобрен. Министр сообщения Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные") признал наличие проблем. "Проекты до сих пор тщательно не планировались и не контролировались. Мы подошли к тому моменту, что существует такая поэтапность, которая, к сожалению, вынуждает нас отложить реализацию приоритетов, что было бы нам доступно, если бы средства предыдущих периодов были получены вовремя", — пояснил он. У министерства образования и науки из 687 млн евро план утвержден лишь на 14 млн. В целом задержки в реализации и планировании проекта объясняются геополитическими потрясениями. Но никто не отрицает, что у министерств есть проблемы с "пропускной способностью". "Сумма денег, которую нужно привлечь, увеличивается. Обычно мы работаем с 700-800 млн, сейчас — 1,2 млрд в этом году, 1,6 млрд евро в следующем году. Одно дело — мощности, второе — Минфин пытается намекнуть, что мы не столько приобретаем средства, сколько инвестируем. Идет дискуссия о значимом инвестировании. Это также создает дополнительную нагрузку", — признался Ашераденс. Тем временем Еврокомиссия, которая следит за инвестициями фондов, заверила, что аналогичная ситуация наблюдается и в других странах ЕС. "Я бы не стал особо отмечать какую-то неспособность Латвии справиться, потому что схожие проблемы есть и в других странах ЕС — рост издержек, рост цен на энергоносители. Это задержало реализацию проектов. Мы очень обеспокоены тем, смогут ли все страны ЕС инвестировать. И в случае с Латвией у нас тоже имелись такие опасения", — заявил представитель ЕС Нормундс Попенс. Чтобы обеспечить более ответственное инвестирование средств ЕС в будущем, Латвия планирует организовать комитет под руководством министра финансов. "Нам очень не хотелось бы, чтобы средства попали в бюрократию, как часто и происходит, потому что требования сложны и трудны для понимания. Мы договорились, что хотим решить вопросы фонда политическим путем. Пересмотреть какую-то часть средств. Такой комитет стал бы местом, где министры могли бы собраться и политически решить эти вопросы", — пояснила премьер-министр Эвика Силиня ("Новое Единство"). Первое заседание комитета может состояться в январе.
https://lv.sputniknews.ru/20231117/gonka-za-evrofondami-ne-garantiruet-latvii-protsvetaniya-26569053.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/0b/17/14726174_0:0:1822:1366_1920x0_80_0_0_f5c30356f0d055cd68419d48537e5f13.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, еврофонды, rail baltica
новости экономики латвии, еврофонды, rail baltica
Проблемы с "пропускной способностью": Латвия не успевает освоить 200 млн евро из фондов ЕС
В конце декабря 2023-го реализация проектов этого периода завершится, но 99 проектов на самом деле еще не завершены. Есть риск, что 200 млн евро не успеют освоить
РИГА, 26 дек — Sputnik. До конца декабря Латвия должна придумать, как рефинансировать проекты, реализуемые за счет средств Евросоюза. В настоящее время существует риск того, что 200 млн евро останутся неинвестированными. Правительство достигло договоренности, что часть проекта будет завершена за счет финансирования из средств ЕС следующего периода, но тогда на другие нужды останется меньше денег, сообщает
LSM.
С 2014 по 2020 год в течение годового планового периода латвийской экономике была доступна из фондов ЕС сумма в размере 4,6 млрд евро.
Самыми громкими незавершенными проектами являются строительство нового здания больницы Страдыня в Риге и строительство Rail Baltica. Но есть проекты и в других отраслях, которые нуждаются в особом мониторинге.
Чтобы не потерять эти миллионы и Латвии не пришлось их возвращать, правительство предлагает завершить их финансированием следующего планового периода 2021—2027 годов.
"Еврокомиссия согласна, что мы можем завершить эти проекты со следующего периода (из средств следующего периода — ред.). К сожалению, надо понимать, что в следующий период конкретные министерства получат меньше денег на свои проекты ровно настолько, сколько средств пришлось направить на завершение проектов из прошлого периода", — заявил министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство").
Однако планирование на следующий период тоже проходит не гладко. Затягивается разработка регламента кабинета министров, на основе которого надо реализовать дальнейшие планы.
Хуже всего с выполнением планов обстоят дела у двух министерств, у которых имеется самое большое финансирование и запланированы крупнейшие проекты — министерства сообщения и министерства образования и науки.
Минсообщения, под руководством которого уже находятся отложенные проекты предыдущего периода, такие как Rail Baltica, инфраструктурные проекты LDz и обновление подвижного состава Pasažieru vilciens, является абсолютным лидером по задержкам в планировании и на следующий период. Пока ни один из планов стоимостью 854 млн евро не был одобрен.
Министр сообщения Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные") признал наличие проблем.
"Проекты до сих пор тщательно не планировались и не контролировались. Мы подошли к тому моменту, что существует такая поэтапность, которая, к сожалению, вынуждает нас отложить реализацию приоритетов, что было бы нам доступно, если бы средства предыдущих периодов были получены вовремя", — пояснил он.
У министерства образования и науки из 687 млн евро план утвержден лишь на 14 млн.
В целом задержки в реализации и планировании проекта объясняются геополитическими потрясениями. Но никто не отрицает, что у министерств есть проблемы с "пропускной способностью".
"Сумма денег, которую нужно привлечь, увеличивается. Обычно мы работаем с 700-800 млн, сейчас — 1,2 млрд в этом году, 1,6 млрд евро в следующем году. Одно дело — мощности, второе — Минфин пытается намекнуть, что мы не столько приобретаем средства, сколько инвестируем. Идет дискуссия о значимом инвестировании. Это также создает дополнительную нагрузку", — признался Ашераденс.
Тем временем Еврокомиссия, которая следит за инвестициями фондов, заверила, что аналогичная ситуация наблюдается и в других странах ЕС.
"Я бы не стал особо отмечать какую-то неспособность Латвии справиться, потому что схожие проблемы есть и в других странах ЕС — рост издержек, рост цен на энергоносители. Это задержало реализацию проектов. Мы очень обеспокоены тем, смогут ли все страны ЕС инвестировать. И в случае с Латвией у нас тоже имелись такие опасения", — заявил представитель ЕС Нормундс Попенс.
Чтобы обеспечить более ответственное инвестирование средств ЕС в будущем, Латвия планирует организовать комитет под руководством министра финансов.
"Нам очень не хотелось бы, чтобы средства попали в бюрократию, как часто и происходит, потому что требования сложны и трудны для понимания. Мы договорились, что хотим решить вопросы фонда политическим путем. Пересмотреть какую-то часть средств. Такой комитет стал бы местом, где министры могли бы собраться и политически решить эти вопросы", — пояснила премьер-министр Эвика Силиня ("Новое Единство").
Первое заседание комитета может состояться в январе.