Из Латвии вытравили последнего русского историка
© SputnikЛатвийский историк Игорь Гусев
© Sputnik
Подписаться
Пару дней назад многих шокировало заявление в соцсети известного в Латвии историка и писателя Игоря Гусева, который неожиданно сообщил, что навсегда уехал с семьей из страны.
РИГА, 23 дек — Sputnik. "За минувшие годы я снял свыше ста телепередач, подготовил несколько документально-публицистических фильмов, издал более десятка книг по истории и культуре Латвии и моей дорогой Риги. Много раз выступал в прессе и на радио, отстаивая свою независимую позицию дипломированного историка, неравнодушного человека, рискующего иметь свое собственное мнение об историческом прошлом, отличное от официально утвержденного властью", - сообщил Игорь Гусев.
Он рассказал, что получил от друзей из правоохранительных органов предупреждение: "Тебя считают одним из флагманов русской культуры в Латвии, и потому принято принципиальное решение об организации особого политического процесса, основой которого станут твои взгляды и твои высказывания".
Как только стало известно, что Игорь Гусев находится в России, встретился с ним и взял большое, откровенное и первое для него интервью на новом месте жительства. Будут прессовать всех заметных людей
До недавних пор Игорь Гусев издавал журналы по истории и культуре, написал более десятка книг. Последняя вышла весной этого года. А предпоследняя книга "Московский форштадт", рассказывающая о самом русском районе Риги, стала настоящим бестселлером. С этой книгой он и пришел на встречу – смог вывезти из Риги несколько экземпляров, хотя брал самые необходимые вещи. И одну подарил мне.
"Почему я покинул Латвию? В моей душе всегда жили две половинки - с одной стороны Рига - мой родной горячо любимый город, без которого я себя не видел, Латвия - моя Родина, с другой стороны Россия - мое Отечество. И более 30-ти лет своего служения культуре и богине Клио я пытался напоминать людям о том хорошем, добром, светлом и позитивном, что связывает латвийскую землю и Россию, что связывает русский народ и латышский. Пытался держать эту оборону в своем окопчике, потому что видел – есть немало тех, кто пытается через ненависть, радикализм разорвать, растоптать эти нити культуры, истории, которые связывают два народа, две страны", - рассказал Игорь Гусев.
Ругательства и угрозы в адрес историка высказывались и раньше. А в 2015 году после книги "История латвийских русских" о нем вышла целая телепередача на Латвийском телевидении, в которой напрямую задавался вопрос: "Когда Гусева, наконец, посадят?"
Но тогда власти страны еще сдерживали себя, играя в демократию, а спецслужбы не хватали всех подряд. Тогда высказывать отличное от официально курса Латвии мнение на исторические темы еще разрешалось.
"Но ничто не стоит под луной. Еще несколько лет назад один латыш средних лет прямо в истерике кричал на меня, что я гнусный провокатор, что никогда памятник Пушкина не будет снесен, а уже тогда наши публичные латышские интеллектуалы требовали убрать "символ русского империализма" - Пушкина. И когда я упомянул об этом где-то в публичной лекции, этот господин говорил, что такое невозможно. И вот прошло несколько лет, памятник Пушкина снесли. Причем под рукоплескание общественности. А когда уже на пустое место, где стоял Александр Сергеевич, люди приносили цветы, мало того, что там стоял наряд полиции, который не давал это сделать, так обычные прохожие подбегали, хватали эти цветы и бросали их в мусорник", - до сих пор поражается собеседник.
Вот до такой степени ненависть к Пушкину сегодня проникла в слои латвийского социума, говорит он. Отмечает, что держался до последнего, хотя еще много лет назад его ныне покойный друг и бывший президент русской общины Латвии Гарольд Астахов сказал: "Понимаешь, мы здесь как казачий форпост на дальних рубежах - державу бережем". "То есть мы оказались вроде и за границей, вне России, но в тоже время мы, русские латвийцы, своим фактом существования не вписываемся в официальный дискурс – выверенный, приглаженный, отточенный". Гусев отмечает, что до недавнего времени позволял себе такое говорить, хотя чувствовал, "как потихоньку винтики завинчиваются. "Последний штрих, когда летом, накануне моего Дня рождения, от сочувствующих мне лиц узнал, что против меня готовится политическое дело. Мне сказали буквально следующее: "Из цитат, надерганных из твоих книг, уже можно сшить хорошее, вкусное политическое дело". Из других источников также поступала информация, которая подтверждала это. И рассказали, что есть такой проект о полном удушении русской культуры. И поскольку община наша задавлена, русские общественники и политики сидят тише воды ниже травы, а выделенные средства надо как-то отрабатывать, будут поочередно прессовать достаточно ярких, заметных в сфере русской культуры людей", - рассказывает латвийский историк.
Не хотел становиться сакральной жертвой
Поскольку Игорь Гусев считается одним из последних пишущих русских историков Латвии, флагманом русской культуры Латвии, он принял решение - бежать. Но не открыто – иначе спецслужбы смогли бы этому помешать. Именно так поступили спецслужбы Эстонии, арестовав за два дня до переезда в Россию журналиста и общественного деятеля Аллан Хантсома. Гусев предвидел такой расклад и все делал тайно – собрал вещи и вместе с супругой и 19-летней дочерью выехал из Латвии. Поэтому и статус переселенца оформлять они не стали. Чтобы информация о переезде никуда не просочилась. Схватить могли бы даже на границе.
Игорь с супругой – неграждане Латвии, поэтому для них выезд был беспрепятственным, виза понадобилась только дочери. Собрали необходимые вещи и поехали в Россию. Помогли деньги, которые Игорю Гусеву удалось собрать благодаря простым жителям Латвии. Как только он понял, что нужно бежать, бросил клич в соцсетях с просьбой финансово помочь его семье. Причину не рассказал, но обещал сообщить позже. Теперь сообщает – собирал на переезд и первое время жизни в России. Поскольку на новом месте у него ничего нет.
© SputnikЛатвийский историк Игорь Гусев (слева) и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
Латвийский историк Игорь Гусев (слева) и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
© Sputnik
"Я не ожидал, что откликнется столько людей, которые верят мне, уважают меня, ценят меня. Это было невероятно. Мой авторитет оказался настолько неожиданно высоким, что люди мне оказали помощь, не спрашивая на что, - до сих пор поражается собеседник. – Благодаря этому у меня появились деньги, которые позволили мне собрать вещи, переехать, оплатить некоторые расходы и сейчас здесь есть за что купить покушать".
Причем, говорит, что помогали ему даже совершенно чужие люди, а вот некоторые считавшиеся своими не то, что не помогли, отвернулись, некоторые даже просили не приходить к ним в гости. Чтобы не дай бог никто не увидел.
"В удивительное время живем – сейчас маски снимаются. Вот эти напудренные очаровательные личики с накрашенными губками, глазками, этими вот щёчками, а под ними мы видим истину -звериные морды волков с поросячий носиками или прогнившие, прокаженные физии. Маски сняты и каждый показывает на что он способен", - говорит историк.
Семью Гусевых приютил в своем доме батюшка в деревне Козино под Звенигородом, с которым Игорь познакомился незадолго до побега. А квартиру в Риге пришлось бросить, рассчитывая продать ее после переезда.
"Сейчас в социальных сетях мне пишут, что я сгущаю краски. Может быть и сгущаю, но не хотелось на своей шкуре это проверять. Тем более, я же вижу, что постоянно кого-то задержвивают, возбуждаются уголовные дела. А в своих книгах я позволял себе говорить такие вещи, за которые сегодня за ушко и на солнышко. Поэтому решил не искушать судьбу. Хотя финансово достаточно крепко стол на ногах – мои книги продавались, я читал лекции, проводил экскурсии. Но вот это ощущение медленного удушения… Как в старой Испании, где была смертная казнь - удушение через такое специальное иезуитское устройство под названием гаррота. И вот такая гаррота сейчас на горле нашей русской общины Латвии. И это медленное удушение будет продолжаться", - уверен собеседник.
Гусев подчеркивает, что по-прежнему любит Латвию, латышей, коих у него в друзьях много, но "адекватные латыши тоже как правило сидят тише воды ниже травы, боятся быть обвиненными в нелояльности - это сегодня самое страшное обвинение". После лекций к нему подходили люди называли последней надеждой, светочем, это было очень приятно и ответственно, "но с другой стороны я не хотел становиться сакральной жертвой".
Русская душа оттаивает от простого общения
"Я сейчас живу я в очаровательном месте - стал деревенским жителем, мы под городом Звенигородом у местного священника в доме. Это прекрасный, чудесный человек – отец Сергий. Это та самая история, когда еще недавно совершенно незнакомый тебе человек стал как отец родной. Он священник, покровитель, мой духовный отец. Это великое божественное чудо, что я нашел такого человека, потому что без него оказался бы в ужасном положении. Нас свела судьба через общих знакомых, я просто позвонил ему, а он сказал: "Немедленно приезжай, решайся, мы поможем, поддержим". Он и его супруга просто святые люди", - делится подробностями Игорь Гусев.
Он говорит, что столкнулся в России и с болезненными моментами – они были связаны с началом оформления документов. Но этот негатив перевешивает "невероятная теплота людей".
© SputnikЛатвийский историк Игорь Гусев
Латвийский историк Игорь Гусев
© Sputnik
"Я наслаждаюсь просто бытовым общением с людьми. Вот стоишь на остановке, с одной стороны ждешь междугородний автобус, который просто не пришел - это печально, но рядом со мной стоят неунывающие люди, с которыми через пять минут общения ты уже близкий друг, еще немного, и они готовы позвать меня в гости. Или мгновенное знакомство - стою на улице, идет женщина с собакой, подходит ко мне, начинает мне про своего питомца рассказывать. Вот это вот русская простодушная непосредственность она очаровательна. В Латвии это немыслимо, там все люди холодные и смотрят друг на друга с недоверием", - искренне поражается новым реалиям латвийский историк.
И добавляет, что чувствует, как его русская душа в России просто оттаивает от этого человеческого тепла. Поэтому весь негатив уходит на второй план.
"Да, есть проблемы, но я не хочу не критиковать Россию. Боже упаси. Я люблю Россию и всегда ее любил и в этой связи меня трудно чем-то запугать. Тем более, что я в отличие от многих уже выросших в Латвии русских людей, которые Россию любят заочно и никогда здесь не были, по Европам ездили, а в Россию как-то не сложилось, я Россию знаю. Латвия же все делала для того, чтобы разорвать семейные, дружеские связи. А у меня все детство прошло в России - я ездил к бабушке в Калининскую область. Помню вот эти вот свои ощущения, запах земли, стрелянные гильзы, которые мы с пацанами находили, рассказы тогда еще молодых ветеранов войны", - вспоминает собеседник.
Историк говорит, что запомнил, как обязательным атрибутом деревенских домов тогда были немецкие каски – их крепили на длинные шесты и вычищали ими выгребные ямы уличных туалетов. А позже, когда в моду входило заигрывание с нацистской символикой и эти каски надевали байкеры, Гусев искренне не понимал этот модный финт: "Господи, такой симпатичный молодой человек, а зачем-то надел на голову черпак для дерьма".
"У меня вот такое детство было, поэтому я имею своего рода прививку от всех российских неурядиц. Для меня главное - это люди, а люди в России замечательные. И я, насколько это будет в моих силах, буду пытаться делать все, чтобы этим людям жилось лучше. Но пока никаких конкретных планов у меня нет. Во-первых, мне надо отдышаться. Во-вторых, подлечить жену, потому что мою любимую супругу довели практически до невроза. Она работала в школе учителем истории и культуры, у нее педагогический стаж 37 лет, она блестящий педагог, но последние годы работы в школе для нее стали жесточайший стрессом", - поясняет Игорь Гусев.
Учительницу вначале мучили языковыми проверками, от которых она с успехом отбивалась, хотя в буквальном смысле зубрила язык – на то это и проверки, чтобы пытаться найти хоть какой-то изъян. А в последнее время начались проверки на лояльность, а история – самый опасный предмет. И вот это уже было выше всех сил – приходилось ежедневно слушать латышское радио, чтобы понимать, что сегодня считается лояльным, а что нет. При этом из динамиков лился сплошной негатив.
"Если ты не знаешь язык, то тебя просто с волчьим билетом уволят с работы, но если ты неправильно ответил на вопрос про Россию, Украину и политическую обстановку, хорошо, если ты просто лишишься работы. Она, бедная, сутками напролет слушала радио. Я сам бы слушать этот бред не стал, но она прослушивала, и я вынужденно делал это вместе с ней. Ощутил потоки этой лютой ненависти, которые льются из латвийских СМИ. Моя супруга была вынуждена в этом вариться, чтобы правильно отвечать на хитрые вопросы, была уже на грани нервного срыва. Этой весной я просто силовым образом уволил ее с работы, потому что она мне дорога и я ее люблю, не хочу потерять", - с содроганием вспоминает ужасы латвийских реалий Игорь Гусев.
Главное, чтобы Россия нас приняла
У отца Сергия, говорит собеседник, они сейчас наслаждаются покоем, тишиной, счастьем. Он заметил, что супруга уже возрождается к жизни. А дальше Гусевы будут делать ВНЖ и искать работу.
"Загадывать по поводу будущей работы пока боюсь. Но куда Родина пошлет, куда Отечество скажет пойти, там и буду работать. В крайнем случае, буду преподавать историю в сельской школе. Может быть меня хотя бы туда возьмут как сомнительного иностранца. Правда, у меня есть российская государственная награда - медаль Пушкина. И эта скромная награда хоть как-то поднимет меня в глазах российского истеблишмента", - надеется Гусев.
Главное, подчеркивает историк, чтобы Россия приняла его семью и не отправила назад в Латвию "из-за какого-нибудь крючка в законе". "Потому что это будет катастрофой для нас и большим подарком для латвийских спецслужб", - уверен Игорь Гусев.