В гидрокостюме и ластах: как бежал Руслан Панкратов

© SputnikБежавший из Латвии политик Руслан Панкратов (слева) и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов (слева) и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Подписаться
Бывший депутат Рижской думы Руслан Панкратов дал первое интервью после побега из Латвии
РИГА, 20 ноя — Sputnik, Алексей Стефанов. В эксклюзивном интервью латвийский политик Руслан Панкратов рассказал, как и почему бежал из Латвии и что планирует делать дальше
"Я не собирался убегать. Абсолютно все бросить – это должен быть какой-то край. Я реально собирался судиться, получил уголовное дело, начал его изучать. Был крайне удивлен тем, что от юриспруденции там нет вообще ничего. Было такое ощущение, что я читаю какой-то сценарий сериала или что-то комедийное", - признался Панкратов.
Бежать из Латвии его вынудила абсолютная профнепригодность сотрудников Службы госбезопасности Латвии и предвзятость, с которой они шьют политические дела, а суды даже не пытаются сопротивляться давлению, утверждает политик.

Поскольку его паспорт и ID-карта были аннулированы личным решением министра внутренних дел, Панкратову ничего другого не оставалось, как продумать план незаконного перехода границы. Шансы были 50 на 50, но все получилось.

Лишили документов и приравняли к террористам

"Когда замначальника Службы госбезопасности Андрис Рапиньш, а его называют чудотворцем и чудописцем, указывает в деле: "Панкратов, являясь агентом Путина, распространял заведомо лживые пропагандистские клише Кремля…" Ну вот что это? У вас же должно быть какое-то юридическое образование..." – до сих поражается театру абсурда политик.
При знакомстве с уголовным делом становилось понятно, что в нем одни предположения и нет никаких доказательств. Даже конфискованные у политика накопления, 4 тысячи долларов, были признаны "деньгами Кремля" – "это тебе Путин дал на подрыв демократического строя". Не было даже попытки обосновать это юридически, отмечает Руслан Панкратов.
"Что мне предъявили? Разжигал национальную рознь. Как? Бандеровцев назвал бандеровцами. Неуважительно высказывался о беженцах. Сказал, что мы не против помощи, но почему украинцы освобождаются от налогов, почему им дают субсидии, а жители Латвии бьются в кровь и не могут семьи прокормить? Все понятно – горе, семья, война. Я все допускаю, нужна помощь, но не вместо и не за счет нас", - возмущается Панкратов.
© SputnikБежавший из Латвии политик Руслан Панкратов
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов  - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов
Он говорит, что успел ознакомиться с уголовным делом, и уже понимал, как выстраивать защиту, а принять решение о побеге ему помогла глупость спецслужб – конкретно следователи Атис Ределис и Сандис Булс, в беседах с которыми политик понял, что никакого юридически грамотного уголовного дела нет, а есть приказ посадить Панкратова любыми путями. Подтвердились эти мысли после решения министра внутренних дел от 18 апреля аннулировать документы политика – "он прислал мне уведомление о том, что я признан угрозой национальной безопасности, а это значит, что права человека на меня больше не распространяются и можно даже не пытаться жаловаться".
"Почему не хватает залога [5 тысяч евро], почему не хватает подписки о невыезде, я так и не выяснил. Изначально мера пресечения была определена судом. А министр взял на себя функции, которые ему не свойственны, поставил себя выше суда. Хотя на полстраницы описывалось, что в экстренных случаях он имеет такое право. То есть меня приравняли к игиловским [организация запрещена на территории РФ] экстремистам. И что в итоге: ни на работу без документов не устроиться, ни кредит в банке взять, ничего. А все для того, чтобы я якобы не сбежал", – говорит Панкратов.
Решение об аннулировании документов министр принял по справке от СГБ, хотя, как говорит политик, никуда бежать он не собирался – хотел выиграть суд и жить в Латвии дальше. Однако спецслужбы своими действиями как будто нарочно делали все для того, чтобы Панкратов понял, что судиться бесполезно и лучше просто сбежать, навсегда оставив благополучную некогда жизнь ради свободы.

"Они меня подтолкнули к побегу – Служба госбезопасности Латвии, я не собирался, – утверждает собеседник. – Но понял, что по делу о разжигании национальной розни – высказывании об украинцах, мне грозит от 6 до 8 лет тюрьмы, а по антигосударственной деятельности – от 10 до 20. Я понимаю, что юриспруденции нет никакой, все играют краплеными картами и живут по принципу из старых боевиков: "господа, правило одно – правил нет". И вот с этого момента я начал разрабатывать, обдумывать, изучать планы перехода".

План побега и уход

"Я начал изучать оборудование, которое используют пограничники, внимательно читать статьи о пограничниках: как они служат, какой у них график, как патрулируют, где стоят камеры скрытые и открытые, потому что за 10 км начинается санитарный кордон, так называемая пограничная зона, какие есть усиления в связи с миграционным кризисом и в чем они выражаются. Земессарги сейчас там, военные подтянулись. Поэтому вначале я изучил все в теории, а потом стал спрашивать у знающих людей, как все происходит на месте", – рассказывает Панкратов рождение плана побега.
Он утверждает, что знаком с сотрудником СГБ, который работает "слава Богу не в таком репрессивном отделе". Политик вышел с ним на связь, рассказал свои мысли, чтобы получить более детальную консультацию о том, как проходить границу. Попросил только не выдавать, а помогать или нет – оставил на его усмотрение.
"Знакомый молодец – спросил меня: "Там тебя встретят?" Я говорю: "Там точно встретят, я даже этого не боюсь – мне не надо две границы пересекать". И он помог. Были люди, которые пояснили, как работают и российские пограничники. Но это меня меньше всего интересовало, потому мне нужно было пересечь латвийскую государственную границу. Дальше я примерно понимал маршрут, график, специфику, как это все буду делать, и нужно было выбрать только способ. Стать грибником, охотником или рыбаком", – делится шпионскими страстями собеседник.
© SputnikБежавший из Латвии политик Руслан Панкратов
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов  - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов
Про "своего человека в СГБ" Панкратов говорит, что в Латвии достаточно адекватных людей – "нормальные латыши прекрасно понимают, к чему все это катится, они очень нервничают из-за этого, потому что любят свою родину и видят, что американские латыши, которые подчиняются ЦРУ, просто уничтожают эту землю".
"Этот человек помог [сотрудник СГБ], не могу сказать, что взял за руку и вывел, но спасибо ему. С его подачи появились люди, которые помогли мне доехать до места "ухода". Одно из самых тяжелых действий было поссориться с женой – прямо разыграть сцену, чтобы не подставить ее. Я себя жестко, раздраженно вел уже за несколько дней до этого – помогало натурально сыграть то, что я начал готовиться и напряжение на самом деле создавалось очень сильное. И вот я хлопнул дверью и ушел", – вспоминает события того дня Панкратов.
© SputnikБежавший из Латвии политик Руслан Панкратов
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов  - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Бежавший из Латвии политик Руслан Панкратов
Дальше, рассказывает он, политик и незнакомые ему люди ехали двумя-тремя машинами. Водитель первой автомашины смотрел, нет ли патрулей, во второй сидел Панкратов в одежде рыбака с удочками – "злой, небритый", водитель третьей нужен был на случай утечки информации или проверки. Тогда бы он инициировал ДТП.
"Приезжаю на точку локации, это было уже под вечер, полный антураж – удочки, подкормка, рыбешки, которые купил на базаре. Сажусь в небольшую резиновую лодочку, до российского берега не меньше 300 метров, но оставалась опасность, что при пересечении водной преграды попаду в путанку или датчики. Темнеет, складываю вещи в черный мусорной мешок, даже спички, огрызки, фантики – абсолютно все, потому что нельзя было оставить ни отпечатков, ни ДНК, никаких следов, надеваю гидрокостюм, ласты, притапливаю мешок и вместе с ним ухожу под воду", – рассказывает политик.

Я дома, среди своих

Панкратов был уверен: нужно проплыть ровно половину пути и можно немного выдохнуть, поскольку латвийские пограничники в спину стрелять не будут – есть такие инструкции. Но ни латвийских, ни российских пограничников он сразу и не встретил. Когда выплыл на другом берегу, отдышался, пошел в глубь России – сдаваться. Минут через 20–30 к нему подъехал российский патруль и забрал для выяснения обстоятельств.
Первые мысли Панкратова на российской земле: "Я дома". Говорит, переплыл, лег на берегу на спину, чтобы отдышаться, и стал жадно смотреть на "невероятно чистое небо".
"Я очень давно не видел вот этого ковра из звезд. Это было так красиво, это так завораживает. Какие-то спутники, самолетики, звезды начали падать. И я понимаю, что я на пороге того момента, когда ты принял какое-то решение и реализовал его. Наверное, это очень похоже на тот момент, когда ты поступаешь в институт, смотришь списки и находишь свою фамилию. Я поступил! Прорывная трансформация, ощущение свободы – я это сделал", – вспоминает первые минуты в России латвийский политик.
Он говорит, что тогда показалось, что даже воздух в России другой, "но это вещь из мира фантастики". Но запах берега, камышей, вид этого звездного неба, говорит собеседник, никогда не забыть.
"Дальше мы приехали на заставу, там уточнили мои данные, я заявил, что прошу политического убежища. Правда, сказали: "Извини, мы видим, что ты свой, но у нас есть инструкция – должен посидеть в камере предварительного заключения 48 часов. И я на кураже, от волнения зашел уже со знанием такого коллекционера тюрем [Панкратов отсидел в Рижской центральной тюрьме более 5 месяцев] и говорю: "Ну да, в российской тюрьме я ещё не сидел". У меня с собой была флешка с копиями документов, пошли запросы в архив, подключился центральный аппарат на Лубянке. Меня проверили и начали оформлять документы прямо там, можно сказать, еще в КПЗ", – делится радостными моментами из жизни собеседник.
© SputnikПолитик Руслан Панкратов демонстрирует свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
Политик Руслан Панкратов демонстрирует свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Политик Руслан Панкратов демонстрирует свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
Руслан говорит, что ему предложили на выбор – пожить в центре переселения за счет государства или в гостинице, но там уже на свой счет. Поскольку его поддерживали Мария Бутина и ее фонд "Своих не бросаем", МИД РФ в лице Марии Захаровой, Леонид Слуцкий, "Антифашисты Прибалтики", политик выбрал второй вариант.
"Мне оплатили гостиницу, питание, купили одежду, и я ждал документы. При том, что все ругают российскую бюрократию, достаточно быстро мне все сделали. Просто есть объективные вещи – медкомиссия – справку нужно было ждать, нужно было ждать выводы ФСБ – фильтрацию проходить. Я все прошел, получил политическое убежище и теперь я здесь – в Москве. А из ближайшей стратегии – нужно обустроиться, определиться с жильем, работой. Это сфера журналистики, безусловно. Политика тоже остается. Пока никакой конкретики нет. Еще нужно заниматься дальше документами – долго, нудно, наверное, но главное, что я дома, среди своих", – заключает Руслан Панкратов.
© SputnikПолитик Руслан Панкратов демонстрирует свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
Политик Руслан Панкратов демонстрирует свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации  - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Политик Руслан Панкратов демонстрирует свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
Лента новостей
0