https://lv.sputniknews.ru/20230929/rf-bolshe-ne-polzuetsya-portami-i-bankami-soseda--platezhnyy-balans-latvii-ushel-v-minus--26133434.html
РФ больше не пользуется портами и банками соседа – платежный баланс Латвии ушел в минус
РФ больше не пользуется портами и банками соседа – платежный баланс Латвии ушел в минус
Sputnik Латвия
Обычно, говоря о ситуации в экономике, эксперты предпочитают ссылаться на показатель роста ВВП, пропорциональное отношение размера ВВП к числу жителей. Однако... 29.09.2023, Sputnik Латвия
2023-09-29T12:20+0300
2023-09-29T12:20+0300
2023-09-29T12:41+0300
новости экономики латвии
экспорт
импорт
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/09/07/25932756_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_b5cf500e1693e8703b95a080b9577e7b.jpg
РИГА, 29 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Существует еще один показатель – платежный баланс, – который достаточно точно отражает, что происходит с экономикой страны и насколько конкурентоспособной страна является в сравнении со своими соседями. Что-либо перепутать в этом показателе сложно – если на протяжении длительного периода платежный баланс положительный, это означает, что экономика страны конкурентоспособна, а средств, привлеченных за счет экспорта товаров и услуг, достаточно, чтобы заплатить за импорт. Если нет – страна тратит накопления и вынуждена занимать средства. О чем говорит платежный баланс Латвии за первое полугодие 2023 года, по данным, опубликованным Банком Латвии? Нынешний баланс - отрицательный – минус 883 миллиона евро. То есть на эту сумму страна покупает больше товаров и услуг, чем продает, а разницу компенсирует за счет накоплений или внешних кредитов. Вряд ли это можно назвать катастрофой, скорее, серьезной проблемой. Последний период, когда платежный баланс страны был положительным, относился к 2020 году. С 2021 года накопленный отрицательный дефицит платежного баланса составляет 4 миллиарда евро. Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не может, необходимы оперативные решения. Одним из наиболее простых решений может быть увеличение экспорта или снижение импорта: влияние на платежный баланс любой из этих величин будет одинаковым. Каждый евро, который не будет потрачен на оплату импорта, останется в стране и будет работать подобно евро, полученному от экспорта. Проще говоря, покупая в магазинах латвийские товары, потребители не способствуют росту импорта, а вот выбирая товары иностранного производства – увеличивают импорт, способствуя росту дефицита платежного баланса. В первом полугодии 2023 года в платежном балансе проявились еще две особенности. Впервые (возможно, за всю историю) с отрицательными показателями начали работать сферы железнодорожных перевозок и финансовых услуг, соответственно, минус 3 миллиона евро и минус 9 миллионов евро за полгода. Пока эти значения, скорее, символические, они не способны оказать сколь-нибудь существенное влияние на общую картину. Однако тенденция настораживает: еще совсем недавно отрасли были стабильными поставщиками доходов от экспорта в страну. Например, в первом полугодии 2019 года результат по железнодорожным перевозкам составлял 54 миллиона евро. А в 2016 году поступления от экспорта в отрасли финансовых услуг достигали 135 миллионов евро. Здесь все достаточно очевидно: санкции и планомерное уничтожение отрасли правительством стали причиной депрессии в железнодорожных перевозках. В свою очередь, борьба "за чистоту финансовой системы" и ее "капитальный ремонт" с массовым закрытием банков сделали ее неконкурентоспособной, по сравнению с соседними странами. Теперь финансовая отрасль страны покупает услуг из-за границы больше, чем продает. Сфера услуг в Латвии традиционно "гасила" дефицит, который образовывался в сегменте товаров. Однако сейчас и она буксует на месте, а показатели доходов от экспорта постепенно падают. Так, в 1 полугодии 2019 года, перед пандемией, доходы от экспорта товаров выросли примерно на 50% (импорт примерно на столько же). А в 2023 году экспорт снизился на 13% при сохранении объема импорта. Сокращение экспорта в сегменте железнодорожных перевозок и финансовых услуг заменить для выравнивания платежного баланса нечем. Рецепт, как выйти из создавшейся ситуации, довольно прост. Первый вариант – прибегнуть к агитации жителей – стимулировать и уговаривать их покупать товары и услуги, произведенные в Латвии. Таким образом, снижая дефицит платежного баланса. Второй вариант – более сложный, но действенный, заставить правительство оценивать принимаемые решения (в том числе в контексте санкций) не только с точки зрения политического мейнстрима, но и – экономических последствий для страны. Впрочем, пока в такой сценарий верится с трудом.
https://lv.sputniknews.ru/20230923/u-latvii-rezko-snizhayutsya-pokazateli-importa-i-eksporta-26076043.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/09/07/25932756_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_d4f3130f59ba3e60939ff1590f8d304e.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, экспорт, импорт
новости экономики латвии, экспорт, импорт
РФ больше не пользуется портами и банками соседа – платежный баланс Латвии ушел в минус
12:20 29.09.2023 (обновлено: 12:41 29.09.2023) Обычно, говоря о ситуации в экономике, эксперты предпочитают ссылаться на показатель роста ВВП, пропорциональное отношение размера ВВП к числу жителей. Однако, не всегда рост ВВП означает улучшение благосостояния граждан
РИГА, 29 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Существует еще один показатель – платежный баланс, – который достаточно точно отражает, что происходит с экономикой страны и насколько конкурентоспособной страна является в сравнении со своими соседями.
Что-либо перепутать в этом показателе сложно – если на протяжении длительного периода платежный баланс положительный, это означает, что экономика страны конкурентоспособна, а средств, привлеченных за счет экспорта товаров и услуг, достаточно, чтобы заплатить за импорт. Если нет – страна тратит накопления и вынуждена занимать средства.
О чем говорит платежный баланс Латвии за первое полугодие 2023 года, по данным, опубликованным Банком Латвии?
Нынешний баланс - отрицательный – минус 883 миллиона евро. То есть на эту сумму страна покупает больше товаров и услуг, чем продает, а разницу компенсирует за счет накоплений или внешних кредитов. Вряд ли это можно назвать катастрофой, скорее, серьезной проблемой. Последний период, когда платежный баланс страны был положительным, относился к 2020 году. С 2021 года накопленный отрицательный дефицит платежного баланса составляет 4 миллиарда евро. Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не может, необходимы оперативные решения.
Одним из наиболее простых решений может быть увеличение экспорта или снижение импорта: влияние на платежный баланс любой из этих величин будет одинаковым. Каждый евро, который не будет потрачен на оплату импорта, останется в стране и будет работать подобно евро, полученному от экспорта. Проще говоря, покупая в магазинах латвийские товары, потребители не способствуют росту импорта, а вот выбирая товары иностранного производства – увеличивают импорт, способствуя росту дефицита платежного баланса.
В первом полугодии 2023 года в платежном балансе проявились еще две особенности. Впервые (возможно, за всю историю) с отрицательными показателями начали работать сферы железнодорожных перевозок и финансовых услуг, соответственно, минус 3 миллиона евро и минус 9 миллионов евро за полгода. Пока эти значения, скорее, символические, они не способны оказать сколь-нибудь существенное влияние на общую картину. Однако тенденция настораживает: еще совсем недавно отрасли были стабильными поставщиками доходов от экспорта в страну. Например, в первом полугодии 2019 года результат по железнодорожным перевозкам составлял 54 миллиона евро. А в 2016 году поступления от экспорта в отрасли финансовых услуг достигали 135 миллионов евро.
Здесь все достаточно очевидно: санкции и планомерное уничтожение отрасли правительством стали причиной депрессии в железнодорожных перевозках. В свою очередь, борьба "за чистоту финансовой системы" и ее "капитальный ремонт" с массовым закрытием банков сделали ее неконкурентоспособной, по сравнению с соседними странами. Теперь финансовая отрасль страны покупает услуг из-за границы больше, чем продает.
Сфера услуг в Латвии традиционно "гасила" дефицит, который образовывался в сегменте товаров. Однако сейчас и она буксует на месте, а показатели доходов от экспорта постепенно падают. Так, в 1 полугодии 2019 года, перед пандемией, доходы от экспорта товаров выросли примерно на 50% (импорт примерно на столько же). А в 2023 году экспорт снизился на 13% при сохранении объема импорта. Сокращение экспорта в сегменте железнодорожных перевозок и финансовых услуг заменить для выравнивания платежного баланса нечем.
Рецепт, как выйти из создавшейся ситуации, довольно прост. Первый вариант – прибегнуть к агитации жителей – стимулировать и уговаривать их покупать товары и услуги, произведенные в Латвии. Таким образом, снижая дефицит платежного баланса. Второй вариант – более сложный, но действенный, заставить правительство оценивать принимаемые решения (в том числе в контексте санкций) не только с точки зрения политического мейнстрима, но и – экономических последствий для страны. Впрочем, пока в такой сценарий верится с трудом.