Самоуправления волнует закрытие школ, а министра Чакшу - русские учителя

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns / Saeimas 8.decembra sēdeДепутат Сейма Латвии Анда Чакша
Депутат Сейма Латвии Анда Чакша - Sputnik Латвия, 1920, 04.08.2023
Подписаться
У министра образования и представителей школ и учеников в приграничных регионах несколько разные заботы: Чакша настаивает, что в Резекне проблемы с готовностью учителей преподавать на латышском, а директора и родители боятся закрытия школ
РИГА, 4 авг — Sputnik. Учителя школ нацменьшинств по-прежнему не готовы перейти на преподавание только на латышском языке в 1, 4 и 7-х классах — наиболее критическая ситуация сложилась в Риге, Резекне и Даугавпилсе, признала министр образования и науки Анда Чакша, передает LSM.
Чакша прибыла в Латгалию с двухдневным визитом, чтобы проверить, смогут ли педагоги школ нацменьшинств с 1 сентября обучать школьников на латышском языке, и объявить об идее создать специальную Восточную программу.
Первые выводы печальные: знания латышского языка учителей школ нацменьшинств в Резекне недостаточные, а в приграничных районах нужно думать о том, как обеспечить такое же качество образования, как в более густонаселенных частях страны.
Школьница - Sputnik Латвия, 1920, 31.07.2023
Что такое хорошая школа в Латвии? Минобразования обозначило критерии. Или мечты
"Мое беспокойство вызывает город Резекне. Вижу, что самоуправлению, особенно в Резекне, нужно очень много работать именно над обучением педагогов. На данный момент у муниципалитета есть финансирование, и министерство предлагает курсы для учителей, организацию детских лагерей, материалы для перехода на латышский язык. До 1 сентября еще есть время", — подчеркнула Чакша.
Министр предложила Резекне также искать помощников учителей и преподавателей, которые смогут говорить с детьми по-латышски.
В свою очередь, директор Балтинавской средней школы Имантс Слишанс подчеркнул, что учебное заведение расположено "на живой границе Латвии, и здесь должны быть средние школы". Количество учащихся в течение последних 10 лет стабильно — около 150 человек, но новый критерий — 60 детей на ступени средней школы — невыполним.
"До 9-го класса нигде в стране не должны устанавливаться обязательные критерии. В школах приграничной, европейской приграничной территории на этапе средней школы критерием должно быть 30 учеников в трех классах вместе. Третий пункт — чтобы муниципалитет имел право, согласовав с министерством образования и науки, оставить школы, даже те, которые не соответствуют количественному критерию, но считает школу стратегически важной для развития края", — отметил Имантс Слишанс.
Министр не поддерживает идею о сокращении количества учеников и надеется, что политики одобрят создание специальной Восточной программы. В нее будут входить семь школ восточного приграничья.
Для местных жителей сохранение ступени средней школы является важным вопросом даже с точки зрения геополитики и безопасности.
В школьном кабинете - Sputnik Латвия, 1920, 28.07.2023
Число учеников не может быть единственным критерием: Ванага о недостатках реформы школ
"Для того, чтобы хотя бы 10% этих молодых людей остались на месте, построили свои семьи, свой бизнес или работали здесь, нужна школа", — заявил представитель родительского совета Балтинавской средней школы Андрис Слишанс.
"Если в крупном городе из семи школ закрывают две и пять остается, это не решает судьбу этого места. Но если закрывают единственную школу, то это решает судьбу места. Поэтому здесь должны быть средние школы — в Балтинаве, Рекаве, Виляке, Карсаве, Зилупе. По всей границе!", — добавил директор Балтинавской средней школы.
Однако Чакша отметила, что большую угрозу государственной безопасности представляют школы меньшинств, учителя которых не готовы учить детей из 1, 4 и 7-х классов только на латышском языке.
В настоящее время рабочая группа министерства готовит отчет о решениях по обеспечению качественного образования в общем основном и среднем образовании, который будет передан правительству 15 августа.
Напомним, Минобразования подало на рассмотрение социальных партнеров предложение о внедрении новой модели финансирования школ. Министерство намерено сделать критерий численности учеников в группе 7-12-х классов для школ обязательным. Учебные заведения, которым не удалось вписаться в критерии, ждет реорганизация, слияние или закрытие — что именно, решать будут самоуправления. Критерии численности учеников для 1-6-х классов будут предложены самоуправлениям как рекомендуемые.
Министерство рассчитало модель, предполагающую два размера классов — класс с 10-25 учащимися и класс с 26 и более учащимися. Количество учащихся в классе определяло бы количество учительских ставок по классам, например: в 1-х классах до 25 детей коэффициент будет равен 1, а в численно больших классах — 1,37, в 7-х классах меньшего размера коэффициент будет 1,45, а в более крупных — 1,67 и так далее.
Согласно предложению МОН, во всех четырех группах классов в городах государственного значения и административных центрах должно быть не менее 120 учеников, или 40 учеников в одном классе. В самоуправлениях вне административных центров в группах 1-3-х и 4-6-х классов минимальное количество учеников составит 30, или в среднем 10 учеников в классе, а в группах 7-9-х классов и 10-12-х классов — 60 учеников, или в среднем по 20 учеников в классе. С другой стороны, в приграничных и малонаселенных самоуправлениях не менее 30 учащихся, то есть до 9-го класса в классе должно быть в среднем десять детей, а в средней школе не менее 60 учащихся, или в среднем 20 учеников в классе.
Также обсуждается вопрос о том, чтобы самоуправления в приграничье могли самостоятельно определять количественные критерии для группы 1-9-х классов.
Лента новостей
0