Как мошенники разводят латвийцев: банк провел эксперимент

© Sputnik / Алексей ФилипповМужчина говорит по телефону
Мужчина говорит по телефону - Sputnik Латвия, 1920, 25.06.2023
Подписаться
Сотрудники работающего в Латвии шведского банка SEB провели эксперимент
РИГА, 25 июн — Sputnik. Сотрудники банка отозвались на рекламное предложение одной из инвестиционных платформ, опубликованное от имени известного бизнесмена Илона Маска, и уже на следующий день получили звонок от мошенника.

В духе времени: мошенники переходят на госязык

Руководитель отдела управления безопасности банка Марцис Пелецис рассказывает, что звонок от мошенника получил его коллега из отдела управления безопасности, представившийся Александром.
Здание Swedbank в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 28.02.2023
Как мошенники забирают деньги у латвийцев
"В ходе разговора было выявлено несколько типичных признаков, указывающих на то, что намерения звонившего не были честными. Чаще всего они говорят на русском языке, а также настаивают, чтобы и вы разговаривали на удобном для них языке. Однако в последнее время звонящие могут говорить и по–латышски, поэтому язык не единственный признак, позволяющий определить мошенника", — пояснил Пелцис.
По словам специалиста, сначала мошенник пытался собрать по возможности более подробную информацию об Александре, в том числе о его роде деятельности, чтобы понять, насколько большую сумму из него можно выманить.
В то же время мошенник предлагал Александру представить свой возможный доход, рассказывая о успешном опыте других людей, работающих с конкретной платформой, а также делая своего рода набросок удачных перспектив для самого Александра, наиболее приближенных к реальности.
Мошенник сообщил Александру, что его партнеры в месяц получают от 17 до 45% чистой прибыли. "То есть прибыль составляет по крайней мере 1500–2000 евро, в максимальной реальности это полтора–два месяца работы. С учетом, что вы инвестируете сначала небольшую сумму, а потом уже инвестируете еще. То есть чем больше инвестируете, тем больше зарабатываете", — рассказал мошенник.
Пелцис поясняет, что представители банков и других финансовых учреждений не задают вопросы личного характера, например, о роде деятельности или семейном положении, поскольку им не нужны подобные сведения. Кроме того, не стоит делиться личными данными с чужаками — ни по телефону, ни в каких–либо других обстоятельствах.

Гладко стелют

Также мошенник подробно объяснил, как действует инвестиционная платформа, сравнив ее с сайтом банка, создавая таким образом ощущение безопасности. Он несколько раз подчеркнул, что только пользователь может подключиться к своему счету, а работники платформы этого не видят.
"Посмотрите, вы отправляете деньги не на счет компании. Вы отправляете свои деньги на свой частный инвестиционный счет, аналогичный банковскому счету. Вы же пользуетесь банком, у вас будет похожий счет, только для инвестиций, зарегистрированный на ваше имя", — подчеркнул мошенник, добавив, что распоряжаться инвестиционным счетом может только его пользователь.
Кроме того, мошенник отметил, что пользователь счета действует самостоятельно, лишь следуя рекомендациям работника платформы. "Мы не будем торговать от вашего имени, не будем заключать сделки, вы все будете делать сами, просто следуя рекомендациям биржевого эксперта", — гарантирует звонящий.
Для подкрепления чувства безопасности мошенник попросил Александра не называть громко свои расчетные данные, а просто ввести их на платформе.
"Затем вы вводите публичную информацию с вашей банковской карты — это номер вашей банковской карты. Вы вводите данные карты самостоятельно, так, чтобы я не слышал. Мне эта информация не нужна. Я просто вам помогаю", — успокаивает мошенник.

Обмануть обманщика

Пелцис отмечает, что во время разговора Александру было предложено ввести данные своей платежной карты, при этом мошенник сразу заметил, что данные введены неправильно. "Он стал упрекать Александра в обмане работника инвестиционной платформы, сомневаясь в его честности. Пытаясь вызвать в Александре чувство вины, мошенник сам не заметил, как противоречит ранее им же сказанному. Якобы данные, которые вводит Александр, никому не видны, однако, как оказалось, все же видны", — сказал Пелцис, добавляя, что в этот момент тон говорящего сменился с приветливого и услужливого на нетерпеливый и обвиняющий.
"Это один из красных флажков, указывающих на то, что собеседник, скорее всего, не тот, за кого себя выдает", — сказал представитель банка.
Открытие нового корпуса торгового центра Alfa - Sputnik Латвия, 1920, 04.12.2022
Клиентов Swedbank в Латвии обкрадывают мошенники
Александр попытался договориться созвониться в другое время, когда он будет дома с женой, которая поможет ему с вводом данных, поскольку самому ему это не удается, однако мошенник настаивал на завершении регистрации и немедленном открытии счета.
Александр пояснил, что будет дома около 17 часов и тогда сможет завершить регистрацию на платформе.
"Вы сейчас хотите растянуть время активации счета еще на 5–6 часов, когда это занимает всего пять минут? Пять минут! Мы на самом деле и так уже провели с вами много времени. Поэтому мы с вами активизируем счет прямо сейчас, чтобы вы сразу могли начать зарабатывать", — настаивал мошенник.
Пелцис поясняет, что поторапливание пользователя — еще один мошеннический прием, мешающий все обдумать и на свежую голову оценить информацию, чтобы принять разумное решение. Если это не помогает, мошенники пускают в дело менее формальные методы.
"Как в этом случае, начались личные обиды и апеллирование к мужскому эго", — отметил представитель банка.

Тьфу, не мужик, а тряпка!

Мошенник подчеркнул, что Александр должен понимать, что деньги он в первую очередь заработает для своей семьи. "Где ваше мужское эго? Ну серьезно, вы без жены ничего не можете сделать? […] Поверьте мне, Александр, когда вы заработаете хотя бы две тысячи евро, принесете их домой, положите на стол и скажете жене: "Бери и трать как пожелаешь!", она не будет спрашивать, где вы их взяли. Она скажет лишь спасибо", — убеждает мошенник.
Когда Александр в ходе разговора посетовал, что не может ввести требуемую информацию, поскольку слабо владеет современными технологиями, звонивший быстро предложил альтернативное решение — голосовой набор. В данном случае Александр должен был громко назвать данные своей карты. Мошенник предложил воспользоваться голосовым набором для активизации счета.
Эксперт банка предупреждает, что ни в коем случае нельзя вестись на предложения назвать данные своей карты и не соглашаться на подключение к личным устройствам удаленно через различные технологии и программы. В таком случае мошенники получат полный контроль над вашим смартфоном или компьютером, а значит, и к вашим финансам.

Масштаб бедствия

За первые четыре месяца этого года мошенники обманули клиентов четырех крупнейших банков Латвии на общую сумму 3,439 млн евро.
Мошенничества с использованием ложных инвестиционных платформ — среди наиболее популярных схем развода. Если сравнить 2022 год с 2023–м, видно, что число таких случаев возросло на 50%, а общая сумма, которую мошенники выманили у банковских вкладчиков, увеличилась на 14%.
Лента новостей
0