Суд над Линдерманом: пишешь для Guardian - информация, а для Sputnik - дезинформация

© SputnikПублицист Владимир Линдерман перед заседанием суда в Риге по делу об оправдании военных преступлений и разжигании ненависти
Публицист Владимир Линдерман перед заседанием суда в Риге по делу об оправдании военных преступлений и разжигании ненависти - Sputnik Латвия, 1920, 23.05.2023
Подписаться
Главным "героем" заседания суда по делу Владимира Линдермана стала сотрудник Офиса омбудсмена, которая искала "язык ненависти" в его публикациях; сама она признала, что, если бы он печатался в Guardian, а не в Sputnik, возможно, она бы и не сочла его слова "разжиганием"
РИГА, 23 мая — Sputnik. В Риге сегодня состоялось первое заседание суда по делу публициста, общественного активиста Владимира Линдермана. Он обвиняется по двум статьям Уголовного закона Латвии: 74.1 - оправдание агрессии и военных преступлений, а также статье 78.2 - возбуждение национальной ненависти.
Линдерман перед заседанием суда заявил, что не признает себя виновным. По его словам, прокурор в ходе следствия предлагал ему пойти на сделку, но он отказался. Линдерман заявил, что замысел тех, кто устроил против него дело, лежит в нескольких плоскостях: в какой-то степени это просто личная месть ему со стороны СГБ, поскольку они провалились во всех предыдущих 12 делах, которые против него возбуждали. Второе - это месседж всему русскому сообществу Латвии "заткнуться".
И третье - это самое важное и новое - то, что власти пришли к выводу, что в Латвии в принципе нужно ликвидировать свободу слова. "Управлять в отсутствие свободы слова намного легче. И этот процесс в этом смысле - он очень знаковый", - заявил Линдерман перед судом.
© SputnikПублицист Владимир Линдерман перед заседанием суда в Риге по делу об оправдании военных преступлений и разжигании ненависти
Публицист Владимир Линдерман перед заседанием суда в Риге по делу об оправдании военных преступлений и разжигании ненависти - Sputnik Латвия, 1920, 23.05.2023
Публицист Владимир Линдерман перед заседанием суда в Риге по делу об оправдании военных преступлений и разжигании ненависти
Большую часть сегодняшнего разбирательства занял допрос представителя Офиса омбудсмена Кристине Пакаркле. Она разбирала выступления Линдермана, являясь участником со стороны обвинения. В бюро она занималась отслеживанием "поддержки и оправдания военной агрессии", ей были доступны материалы от СГБ, по которым она составляла свой отзыв по деятельности Линдермана. Кроме того, сотрудник бюро просматривала периодически видеоматериалы в интернете на данную тему. Как она сообщила на суде, она изучала работу Линдермана за весь период, определяя степень его влияния на аудиторию, и отмечала "язык ненависти".
Судя по материалам допроса, часть из которых выложили в сеть депутат Елгавской думы Андрей Пагор и публицист Лато Лапса, присутствовавшие на заседании, свидетель весьма вольно интерпретировала слова Линдермана и некорректно осуществляла перевод. Так, в ее отзыве "руководство Украины" превратилось в "Украину", а "идеологический противник" - во "врага".
Дело на суде дошло и до стихов Владимира Линдермана. В частности, в поле зрения попало стихотворение про Ассоль, которая ждет русский корабль. Адвокат задала вопрос сотруднику Офиса омбудсмена: "Вы понимаете разницу, что корабль ждет Ассоль, а не автор публикации? Или вы никакой разницы не видите?" На что та ответила: "На Украине идет война, поэтому публикацию таких стихов я считаю провокацией".
Задать вопросы Пакаркле смог и сам Линдерман. В частности, он спросил ее о том месте в ее заключении, где говорится, что он называет латышей русофобами. "Приведите, пожалуйста, хоть одну мою цитату, где я так сказал? Про латышей. Или я все-таки говорил про власти?" - спросил Линдерман. На что свидетель подтвердила, что на национальности Линдерман не переходил: "Нет, не было, но вы тем самым подстрекаете и в общем контексте имеете в виду и латышей. Вы противопоставляете латышей и русских… Вы пишете, что Латвия вырвалась в лидеры по помощи Украине, при этом не помогая местным, и призываете приходить к памятнику Победы и уголовно судить тех, кто сносит или призывает сносить памятники. Это - найда руна (язык ненависти)".
Свидетель не усматривает разницы между языком ненависти и критикой. Линдерман прямо на суде зачитал ей определение ООН о том, что язык ненависти относится только к индивидам, а не к органам власти.
Кристина Пакаркле в ходе допроса уже прокурором согласилась с его мнением, что символы Z и V можно расценивать как "найда руна" - язык ненависти.
Завершился ее допрос уточнением: "Владимир Линдерман осознанно наполнял этим содержанием свои публикации?". На что свидетель ответила: "Да, он понимал, что делает". После чего прокурор задал вопрос о том, является ли работа Линдермана частью компании? Но суд снял последний вопрос.
Адвокат Елена Квятковская попросила вызвать на следующее заседание следователя СГБ А. Ределиса, чтобы понять, какие документы он предоставлял свидетелю для составления отзыва.
Весьма точно сегодняшний процесс описал латышский публицист Лато Лапса, который присутствовал в зале суда: "Сижу и думаю про себя - интересно, те, кто принял поправки в Уголовный закон по поводу этих "мыслепреступлений", и те, кто сейчас из кожи вон лезут, чтобы осудить того или иного индивидуума за его "неправильные" и, соответственно, преступные убеждения, осознают, что пройдет миг, времена изменятся, и сами они предстанут перед судом и будут судимы по этим же законам и по поводу их убеждений, которые станут "неправильными". Хотя, конечно, зная этих господ и дам, понятно, что, в отличие от этого Линдермана, они успеют перекраситься и изменить свои взгляды в соответствии с конъюнктурой, в лучших традициях Ринкевичсов".
Следующее заседание назначено на 3 октября, в 13:30. Далее судебный марафон с участием Линдермана будет выглядеть так: 31.10. в 14:00 – показания дает Линдерман. 16.11.2023 в 10:00 – дебаты сторон.
Лента новостей
0