Взял сумку и уехал: почему русский музыкант сбежал в Россию

© SputnikЛатвийский музыкант, композитор Михаил Каспер(слева) и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
Латвийский музыкант, композитор Михаил Каспер(слева)  и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов - Sputnik Латвия, 1920, 13.10.2022
Подписаться
Музыкант и композитор Михаил Каспер уверен, что в Латвии его посадят по "модным" ныне статьям – он помогал Донбассу, ходил на все митинги, активно прощался с монументом Освободителям Риги, который приговорили власти
РИГА, 13 окт — Sputnik, Алексей Стефанов. Русский музыкант и композитор с эстонской фамилией Михаил Каспер сбежал из Латвии, как он говорит, "от фашистского режима" в Москву, но готов поехать в любой город России, в том числе в Луганск или Донецк, где у него есть знакомые. Готов преподавать детям музыку или заниматься строительством – такой опыт у него тоже имеется. Лишь бы не иметь ничего общего с Латвией.
Пока Каспер живет по краткосрочной туристической визе. Ему срочно нужно получить статус беженца в России, иначе его могут депортировать назад в Латвию. Уверен, что это будет означать - прямиком в Рижскую центральную тюрьму.
В эксклюзивном интервью корреспонденту Sputnik Латвия Михаил Каспер подробно рассказал, почему русскому человеку стало невыносимо жить в Латвии.

Признаюсь, активно помогал Донбассу

"Я родился в Советской Латвии в 1982 году и прекрасно помню эти времена до 1991 года – они были счастливыми, беззаботными. Можно списать эти детские воспоминания, когда все видится иначе, но я же помню, что было дальше – как после 91-го года люди менялись, как некоторые русские старательно подстраивались под латышей, пытаясь стать для них хорошими. Но даже это их не спасало", – говорит Михаил Каспер.
Он запомнил, как отец-музыкант остался без работы, когда министр культуры Раймонд Паулс закрыл Театр оперетты, где тот работал концертмейстером. В итоге отец был вынужден уехать за границу – играть на пианино в барах. Из большой квартиры в центре Риги их выгнали – нашлись якобы потомки владельцев дома. Семья жила впроголодь. Михаила отдали в музыкальную школу, но приходилось после учебы вместе с одноклассниками мыть машины. Но и получив музыкальное образование, Каспер не смог стать своим в этой стране.
Латвийский публицист Сергей Васильев - Sputnik Латвия, 1920, 15.09.2022
Из Риги сбежал русский активист - в Латвии его ждала тюрьма
"Я латвийской политикой не интересовался, максимум знал фамилию президента Латвии. Но при этом следил за тем, что происходит в России, – смотрел новостные программы, передачи, фильмы. Не могу говорить за всех, но так делало большинство жителей Латвии – смотрело российское телевидение. А потом случился 2014 год, государственный переворот в Киеве. И я увидел, как там страдают русские люди. И я перестал молчать", – продолжает музыкант.
В социальных сетях Каспер стал активно высказывать свою позицию – тогда за это в Латвии еще не сажали, и стал терять друзей и знакомых, которые прекращали с музыкантом всяческое общение. Так он оказался в Лондоне – в Латвии найти работу было уже невозможно. И начал жизнь с нуля – стал строителем.
Именно тогда, как сейчас признается Каспер, начал посылать гуманитарную помощь и деньги в Донбасс. Активно помогал Луганску, где у него появились виртуальные друзья.

Вернулся в Латвию, чтобы сбежать из нее

"Когда случилось 24 февраля 2022 года, мне попалось на глаза видео мужского хора, который пел в храме песню "Позови меня тихо по имени". Когда я это увидел, мне стало настолько больно, что не смог себя контролировать и заплакал. Мужчина имеет права иногда плакать. У меня как тумблер внутри переключился, что-то мне сказало: езжай к своим, ты должен быть с Россией. И я начал готовиться к отъезду – вначале из Лондона, а затем из Риги", – говорит Каспер.
В Великобритании ему нужно было завершить все дела: доработать по всем контрактам, закрыть бизнес, который у него к тому времени уже был – по основной специальности, завершить аренду жилья и заработать денег на то, чтобы прожить еще несколько месяцев. Потому что вначале Михаил Каспер хотел попрощаться с Ригой.
"Разговоры о сносе монумента Освободителям Риги были давно, а после 24 февраля начался сбор подписей за это. И я дал обещание – быть с моим памятником до последнего. Когда стало известно, что отметить 9 Мая нам уже не дадут, я приехал. В Риге я был 7 мая, и через два дня я раз пять приходил к памятнику. С племянницей, с мамой, один. Там все было огорожено, людей предупреждали, чтобы не смели носить символику, петь фронтовые песни. Вокруг было очень много полиции, сотрудников Службы госбезопасности, всех снимали, летали дроны", – вспоминает он.
Снос стелы памятника Освободителям Риги - Sputnik Латвия, 1920, 27.08.2022
Разрушен, но не повержен. Хроника последних трех дней жизни памятника Освободителям
Музыкант уверен, что власти Риги в тот день издевались над всеми, кто приходил к монументу, наслаждаясь своей безнаказанностью. Особенно активно глумились над теми, кто хоть каким-то образом выделялся – пришел с портретом воевавшего родственника, надел георгиевскую ленточку или был одет в цвета российского флага.
"И еще эти украинские флаги у монумента, стенды с фотографиями из Бучи – власти нарочно устраивали провокацию за провокацией. Если про Бучу говорить, то вообще никем не доказано, что там на самом деле было. Однако два эти события объединили воедино. Зачем? Люди пришли помянуть своих предков, потому что при освобождении Риги было очень много без вести пропавших. У людей просто нет могил, некуда возложить цветы. Многие каждый год приходили именно к монументу Освободителям", – отмечает Каспер.
И добавляет, что наутро провокации и издевательства продолжились – трактором сгребли все принесенные цветы в мусорный контейнер. После чего люди принесли еще больше цветов, чем сильно напугали власти Латвии и националистов.
"Когда разговоры про снос монумента Освободителям только появились, начался сбор подписей, я дал себе слово, что буду до последнего с нашим памятником, – делает еще одно признание музыкант. – Не важно, чем это закончится для меня, но я не отступлю. Иначе ради чего наши деды и прадеды воевали, ради чего положили столько жизней? Чтобы память о них вот так просто взяли и снесли? Если у тебя нету прошлого, у тебя нет будущего".
Но силы оказались неравны – власти оцепили не только сам памятник, но и большую территорию парка Победы вокруг него. Активисты не могли ничего сделать. Каспер в одиночку пробирался ночами на площадку, где орудовали варвары, но ничего не мог сделать.
"Поэтому, как только памятник снесли, как в водоем упала пятизвездочка – стела, образовав крылья ангела, я больше не видел смысла оставаться в Латвии. И как только смог получить визу в Россию, собрал вещи и уехал", – сказал Каспер.

Запуганы, затравлены, унижены

"Огромное число людей в Латвии запугано Службой госбезопасности, новостями, которые подаются однобоко. Тем, что даже прорусским партиям не дают право собрать своих сторонников и официально выйти на улицы против чего-либо протестовать. В то время как националистическим движениям разрешают все. На это невозможно смотреть", – поясняет свой выбор бежать в Россию Михаил Каспер.
Владимир Линдерман - Sputnik Латвия, 1920, 12.08.2022
Владимир Линдерман написал открытое письмо Урбановичу с просьбой остановить беззаконие
Но что интересно, несмотря на свою принадлежность к русскому народу, любовь к России, помощь Донбассу, в Российской Федерации он не был никогда. И сейчас, пока живет в отеле, наслаждается многообразием наций и дружелюбностью этих людей, которая его поражает. "Эти люди, неважно, откуда они – из Центральной России, с Кавказа или из Тувы, – они открыты, мне с ними приятно находиться рядом, общаться, делиться своими переживаниями. И все это на родном русском языке".
"Моя цель, мечта, если хотите, остаться в России. Не обязательно в Москве, как многие сразу думают, а именно в любой точке Российской Федерации. Хоть в Воронеже, хоть за Уралом. Я вообще не знаю Россию, и она только раскрывается передо мной. Это очень красивая, огромная, богатая страна. И если мои руки и знания пригодятся на новых территориях, например в Луганске, я тоже буду очень рад", – говорит Каспер.
Он отмечает, что все восемь лет с болью в сердце смотрел на то, как уничтожался народ Донбасса, как там гибли люди – военные и гражданские жители, дети, и сейчас у него появился шанс помочь им не только деньгами или гуманитарной помощью, но и своими знаниями, руками.
"Мне ничего особенного не надо – тарелку супа в день, кусок черствого хлеба, и я буду помогать отстраиваться городам, а в перерывах рассказывать детям о музыке. Потому что это поколение с тяжелой судьбой – родившееся и выросшее под бомбежками, пройдя такие тяжелые испытания, оно будет очень талантливым. И этих детей могут вырасти великие музыканты и художники. И я хочу дать им этот толчок к творчеству", – заключает Михаил Каспер.
Лента новостей
0