https://lv.sputniknews.ru/20220930/terminal-spg-v-skulte-korruptsionnyy-proekt-natsionalnogo-znacheniya-22910841.html
Терминал СПГ в Скулте: коррупционный проект национального значения?
Терминал СПГ в Скулте: коррупционный проект национального значения?
Sputnik Латвия
Новая консервативная партия и ее спонсоры уже несколько лет пытаются получить гарантии от государства на закупку СПГ через будущий терминал в Скулте на 10 лет... 30.09.2022, Sputnik Латвия
2022-09-30T09:37+0300
2022-09-30T09:37+0300
2022-09-30T13:03+0300
новости экономики латвии
спг
скултский порт
сейм
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1204/13/12041351_0:107:2048:1259_1920x0_80_0_0_bafc5b72aac69f426617cd3574c6dbcf.jpg
РИГА, 30 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии за один день в двух чтениях экстренно утвердил законопроект о строительстве терминала сжиженного природного газа в порту Скулте. Со слов ряда депутатов, решение предоставить проекту статус национального значения выглядит подозрительным, если не сказать больше.В проекте терминала сжиженного природного газа в Скулте много странностей. Это и закрытость информации для общественности, на которую указывали депутаты во время дебатов, и крайняя срочность принятия решения. И неясный состав учредителей фирмы–оператора. Предприятие Skulte LNG Terminal было учреждено в 2016 году, а его истинными выгодоприобретателем являются два физических лица – Арнфин Унумс и Петерис Рагаушс. Последний родом из США, известен тем, что жертвовал крупные суммы Консервативной партии, которая сейчас и является главной движущей политической силой проекта. Во второй половине мая 2022 года 20% акций компании приобрела латвийская сеть АЗС Virši-A.Skulte LNG Terminal не является ни крупной нефтегазовой компанией, ни даже ее дочерней фирмой. Более того, руководство предприятия объявило о том, что для реализации проекта оно намерено искать "крупного международного инвестора". Но только после того, как получит гарантии со стороны правительства Латвии, что определенный объем газа через терминал будет закупаться. По сути, фирма-посредник.Нужны ли такие посредники для строительства терминала Латвии? Этот вопрос на дебатах поднял депутат Виктор Валайнис: "Разве так, через посредников, надо реализовывать стратегические наши интересы? Ясно одно – это будут государственные дотации для реализации этого проекта. Называйте их, как хотите: долгосрочные договоры, государственные гарантии, не важно. Руководитель Latvenergo очень четко сказал, что не готов подписывать гарантии по этому проекту, но это не остановило политиков от попыток давления, чтобы проект финансировался и со стороны государства"."Под проект" были сделаны изменения в законодательстве, которые позволили предприятию не проводить анализ влияния будущего терминала на окружающую среду. На заседании комиссии Сейма по вопросам народного хозяйства, охраны среды, аграрной и региональной политики генеральный директор Skulte LNG Terminal Ренарс Микельсонс заявил, что если не облегчить процедуру оценки воздействия терминала на окружающую среду, то проект будет сложно завершить к намеченному сроку – сентябрю 2024 года, когда терминал должен быть готов принять первые газовозы. Напомним, терминал планируют строить в курортной зоне города Саулкрасты, правда, на удалении от береговой линии в 5 километров.Также непонятно, откуда будет поступать газ на будущий терминал, его цена, объемы поставок и экономическая целесообразность проекта, гарантии по которому готово предоставить государство. Наличие огромного количества неясностей стало причиной скепсиса ряда депутатов относительно проекта. Например, Ральф Немиро, депутат, бывший министр экономики обратил общее внимание на то, что "проект национального значения" никак не соответствует "зеленому курсу", активно продвигаемому в Латвии: "Мы же договорились со временем отказаться от использования природного газа как фоссильного топлива. А этот законопроект, наоборот, призывает к использованию газа, поддерживая его использование в отоплении и энергетике".Депутат Александр Кирштейнс отметил некое несоответствие будущего оператора поставленной задаче, а мощность самого объекта – нуждам страны: "Самое смешное, что у этих "строителей" нет денег, и они даже говорят, что у них нет средств и поэтому будут искать инвесторов только сейчас. Мощность этого объекта в четыре раза превышает нужды Латвии. Инвесторы требуют государственных гарантий на покупку газа". Кирштейнс всерьез озабочен: "Никто не может сказать, откуда придет газ. С коммерческой точки зрения выгоднее всего привезти газ из самых ближних мест, а где ближайшее место? В Санкт-Петербурге. Так что риски не уменьшаются, а увеличиваются".Гарантии покупки газа со стороны государства беспокоят и депутата Айнарса Вилциньша: "В Эстонии гарантии (строителям терминала) даны на один год. А в Латвии хотят получить гарантии на 10 лет. Вы понимаете? Есть газ, нет газа, но это предприятие будет 10 лет гарантированно получать деньги от государства, все из средств налогоплательщиков".В защиту проекта выступил Янис Бутанс от консерваторов. Он в очередной раз заявил о том, что проект "своего" терминала обойдется стране дешевле, чем пользоваться услугами терминалов СПГ в Литве и Эстонии: "Потребителям в Латвии это региональное сотрудничество обошлось бы в 282 миллиона евро. Для сравнения, снабжение Латвии через Скулте будет стоить 120 миллионов евро… Летом была возможность купить "спот"-корабль по цене 60 евро за мегаватт-час, в то время как биржевая цена была выше 100 евро. Это означает, что мы могли бы сэкономить 40–50 миллионов евро на каждом корабле. Внушительная экономия, учитывая, что годовое потребление Латвии в прошлом году составляло 12 кораблей".Депутат Армандс Краузе делает вывод – Латвия входит в еще одну сделку вроде печально известного КОЗ (компонента обязательной закупки электроэнергии) с соответствующими расходами для налогоплательщиков: "Мы многократно говорили, что этот Скултский терминал может стать новым КОЗ именно из-за обязательств, которые возьмет на себя неважно кто – или Latvenergo, или государство, или другое государственное предприятие, – что установленный объем газа будет куплен… Всем мы знаем, во сколько КОЗ обошелся народу Латвии. А кто был крестным отцом КОЗ? Кришьянис Кариньш. И теперь решение принимает правительство Кариньша. Это правительство, очевидно, понимает, как закончится этот новый КОЗ".Депутат Любовь Швецова сказала короче: "У нас тут собрались псевдополитики, которые со своими псевдоисследованиями продвигают бизнес-проекты своих олигархов. Все хорошо знают, что Рагаушс – спонсор Новой консервативной партии. За деньги налогоплательщиков создается еще одна схема. Никаких государственных интересов здесь нет… Считаю, что этот коррупционный политический проект не должен быть поддержан".Впрочем, как это обычно бывает для нынешнего состава парламента, – с небольшим, но все же перевесом со стороны коалиционных депутатов Сейм поддержал проект строительства терминала СПГ в Скулте за один день в двух чтениях. Финансовые последствия данного решения, очевидно, жители страны ощутят на себе в ближайшем будущем.
https://lv.sputniknews.ru/20220922/nra-developer-spg-terminala-v-skulte-trebuet-ot-vlastey-garantiy-zakupki-gaza-na-10-let-22845649.html
https://lv.sputniknews.ru/20220904/putse-rasskazal-o-prepyatstviyakh-v-stroitelstve-terminala-spg-v-skulte-22673131.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1204/13/12041351_114:0:1935:1366_1920x0_80_0_0_141581878ffa578c6439cb1b4f34a0ff.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, спг, скултский порт, сейм
новости экономики латвии, спг, скултский порт, сейм
Терминал СПГ в Скулте: коррупционный проект национального значения?
09:37 30.09.2022 (обновлено: 13:03 30.09.2022) Новая консервативная партия и ее спонсоры уже несколько лет пытаются получить гарантии от государства на закупку СПГ через будущий терминал в Скулте на 10 лет, при этом компания даже не имеет средств на сооружение терминала
РИГА, 30 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии за один день в двух чтениях экстренно утвердил законопроект о строительстве терминала сжиженного природного газа в порту Скулте. Со слов ряда депутатов, решение предоставить проекту статус национального значения выглядит подозрительным, если не сказать больше.
В проекте терминала сжиженного природного газа в Скулте много странностей. Это и закрытость информации для общественности, на которую указывали депутаты во время дебатов, и крайняя срочность принятия решения. И неясный состав учредителей фирмы–оператора. Предприятие Skulte LNG Terminal было учреждено в 2016 году, а его истинными выгодоприобретателем являются два физических лица – Арнфин Унумс и Петерис Рагаушс. Последний родом из США, известен тем, что жертвовал крупные суммы Консервативной партии, которая сейчас и является главной движущей политической силой проекта. Во второй половине мая 2022 года 20% акций компании приобрела латвийская сеть АЗС Virši-A.
Skulte LNG Terminal не является ни крупной нефтегазовой компанией, ни даже ее дочерней фирмой. Более того, руководство предприятия объявило о том, что для реализации проекта оно намерено искать "крупного международного инвестора". Но только после того, как получит гарантии со стороны правительства Латвии, что определенный объем газа через терминал будет закупаться. По сути, фирма-посредник.
Нужны ли такие посредники для строительства терминала Латвии? Этот вопрос на дебатах поднял депутат Виктор Валайнис: "Разве так, через посредников, надо реализовывать стратегические наши интересы? Ясно одно – это будут государственные дотации для реализации этого проекта. Называйте их, как хотите: долгосрочные договоры, государственные гарантии, не важно. Руководитель Latvenergo очень четко сказал, что не готов подписывать гарантии по этому проекту, но это не остановило политиков от попыток давления, чтобы проект финансировался и со стороны государства".
"Под проект" были сделаны изменения в законодательстве, которые позволили предприятию не проводить анализ влияния будущего терминала на окружающую среду. На заседании комиссии Сейма по вопросам народного хозяйства, охраны среды, аграрной и региональной политики генеральный директор Skulte LNG Terminal Ренарс Микельсонс заявил, что если не облегчить процедуру оценки воздействия терминала на окружающую среду, то проект будет сложно завершить к намеченному сроку – сентябрю 2024 года, когда терминал должен быть готов принять первые газовозы. Напомним, терминал планируют строить в курортной зоне города Саулкрасты, правда, на удалении от береговой линии в 5 километров.
Также непонятно, откуда будет поступать газ на будущий терминал, его цена, объемы поставок и экономическая целесообразность проекта, гарантии по которому готово предоставить государство. Наличие огромного количества неясностей стало причиной скепсиса ряда депутатов относительно проекта. Например, Ральф Немиро, депутат, бывший министр экономики обратил общее внимание на то, что "проект национального значения" никак не соответствует "зеленому курсу", активно продвигаемому в Латвии: "Мы же договорились со временем отказаться от использования природного газа как фоссильного топлива. А этот законопроект, наоборот, призывает к использованию газа, поддерживая его использование в отоплении и энергетике".
Депутат Александр Кирштейнс отметил некое несоответствие будущего оператора поставленной задаче, а мощность самого объекта – нуждам страны: "Самое смешное, что у этих "строителей" нет денег, и они даже говорят, что у них нет средств и поэтому будут искать инвесторов только сейчас. Мощность этого объекта в четыре раза превышает нужды Латвии. Инвесторы требуют государственных гарантий на покупку газа". Кирштейнс всерьез озабочен: "Никто не может сказать, откуда придет газ. С коммерческой точки зрения выгоднее всего привезти газ из самых ближних мест, а где ближайшее место? В Санкт-Петербурге. Так что риски не уменьшаются, а увеличиваются".
Гарантии покупки газа со стороны государства беспокоят и депутата Айнарса Вилциньша: "В Эстонии гарантии (строителям терминала) даны на один год. А в Латвии хотят получить гарантии на 10 лет. Вы понимаете? Есть газ, нет газа, но это предприятие будет 10 лет гарантированно получать деньги от государства, все из средств налогоплательщиков".
В защиту проекта выступил Янис Бутанс от консерваторов. Он в очередной раз заявил о том, что проект "своего" терминала обойдется стране дешевле, чем пользоваться услугами терминалов СПГ в Литве и Эстонии: "Потребителям в Латвии это региональное сотрудничество обошлось бы в 282 миллиона евро. Для сравнения, снабжение Латвии через Скулте будет стоить 120 миллионов евро… Летом была возможность купить "спот"-корабль по цене 60 евро за мегаватт-час, в то время как биржевая цена была выше 100 евро. Это означает, что мы могли бы сэкономить 40–50 миллионов евро на каждом корабле. Внушительная экономия, учитывая, что годовое потребление Латвии в прошлом году составляло 12 кораблей".
Депутат Армандс Краузе делает вывод – Латвия входит в еще одну сделку вроде печально известного КОЗ (компонента обязательной закупки электроэнергии) с соответствующими расходами для налогоплательщиков: "Мы многократно говорили, что этот Скултский терминал может стать новым КОЗ именно из-за обязательств, которые возьмет на себя неважно кто – или Latvenergo, или государство, или другое государственное предприятие, – что установленный объем газа будет куплен… Всем мы знаем, во сколько КОЗ обошелся народу Латвии. А кто был крестным отцом КОЗ? Кришьянис Кариньш. И теперь решение принимает правительство Кариньша. Это правительство, очевидно, понимает, как закончится этот новый КОЗ".
Депутат Любовь Швецова сказала короче: "У нас тут собрались псевдополитики, которые со своими псевдоисследованиями продвигают бизнес-проекты своих олигархов. Все хорошо знают, что Рагаушс – спонсор Новой консервативной партии. За деньги налогоплательщиков создается еще одна схема. Никаких государственных интересов здесь нет… Считаю, что этот коррупционный политический проект не должен быть поддержан".
Впрочем, как это обычно бывает для нынешнего состава парламента, – с небольшим, но все же перевесом со стороны коалиционных депутатов Сейм поддержал проект строительства терминала СПГ в Скулте за один день в двух чтениях. Финансовые последствия данного решения, очевидно, жители страны ощутят на себе в ближайшем будущем.