Три года спустя: зачем нужна маркировка товаров?

© Sputnik / Алексей Майшев / Перейти в фотобанкПредседатель совета директоров компании "Центр развития перспективных технологий" Михаил Дубин
Председатель совета директоров компании Центр развития перспективных технологий Михаил Дубин - Sputnik Латвия, 1920, 17.06.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Три года назад в России был дан старт работе системы маркировки товаров. О том, каких успехов достиг проект за последнее время, какие товарные группы будут маркироваться в будущем и как система функционирует с, казалось бы, противоречащей ее работе легализацией параллельного импорта, Sputnik в кулуарах ПМЭФ-2022 рассказал председатель совета директоров "Центра развития перспективных технологий" Михаил Дубин.
- Что вы "привезли" на ПМЭФ? Что планируете представить? Может быть, запланировано подписание каких-либо соглашений?
- Ровно три года назад на этой площадке было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве, которое дало начало созданию системы в России. В этом году мы активно участвуем в деловой программе и представляем как достигнутые эффекты в области борьбы с нелегальной продукцией в России, других странах ЕАЭС и Узбекистане, так и возможности системы для властей и бизнеса, которые доступны уже сейчас.
В дни форума мы планируем подписать несколько соглашений с лидерами российского рынка, с которыми либо уже работаем, либо планируем начать сотрудничество в будущем по запланированным экспериментам. Так, мы поможем одному из крупнейших производителей молочной продукции "Чистая линия" оптимизировать процесс производства и логистики с помощью данных из системы "Честный знак". С лидером рынка биологически активных добавок "Эвалар" мы вместе будем вырабатывать инструменты противодействия обороту нелегальных товаров. С холдингом "Росэлектроника" договорились о сотрудничестве в ходе готовящегося эксперимента по маркировке радиоэлектронной продукции. Подписываем соглашение об участии коллег в эксперименте, дальнейшем сотрудничестве и развитии маркировки в отрасли.
- Расскажите о достигнутых за год успехах во внедрении маркировки в странах ЕАЭС и Узбекистане?
- Год был активным: запущен целый ряд пилотов, и уже ряд товаров сейчас подлежит обязательной маркировке. В России это молочная продукция, вода минеральная и обычная. Отрадно, что запуски происходят без существенного влияния на конечную цену. Изначально были некоторые фобии компаний, но сейчас мы видим практические результаты. Влияние, например, в молочной продукции меньше, чем один процентный пункт в розничной цене, а изначально оценки и опасения рынка были существенно выше.
Также был запущен ряд экспериментов. Как я уже упомянул, есть биологически активные добавки, пиво, медицинские изделия, антисептики, электронные средства доставки никотина. Это те группы, на которых мы в ближайшее время в России будем фокусироваться. Также планируются к запуску пилоты по электронике и, возможно, по икре - мы слышим запрос от регуляторов и регионов. Это то, что касается России.
В других странах ЕАЭС проект активно развивается и двигается. Мы видим, что в Киргизии активный старт, у коллег уже целый ряд товарных групп запущен. Примечательно, что там в пилотном режиме уже внедрен цифровой акциз, когда система используется как ядро для расчета акцизного налога. Аналогичный проект по цифровому акцизу развивается в Узбекистане. Там в целом внедрение происходит весьма оперативно: за 1,5 года удалось успешно запустить четыре проекта. В прошлом году были запущены маркировка табака, пива и алкогольных напитков. За это время на 20% выросли сборы акцизов на сигареты. По алкоголю – появилось два новых легальных производства, выросло число импортеров на 50%. Еще одна категория, которая стартовала недавно – с 15 апреля – это бытовая техника. Узбекистан стал первой на пространстве СНГ страной, запустившей маркировку этой группы товаров.
Возвращаясь к странам ЕАЭС, отмечу, что в уже упомянутой Киргизии успешно запущена маркировка табака и алкоголя. В Казахстане маркировке подлежат обувь и табак, включая так называемую альтернативную табачную продукцию. В Беларуси маркировка введена в категориях молочной продукции, обуви, одежды и автомобильных шин.
В Армении тоже планируется запуск уже в этом году маркировки табака. Ожидается, что это произойдет в сентябре. А в начале следующего года - и алкогольной продукции.
- Каковы планы реализации проекта: какие товары далее будут маркироваться, какие результаты это должно принести? Придем ли мы в итоге к тому, что будет маркироваться вообще все? И если придем, то когда?
- Про развитие лучше спрашивать регуляторов, потому что мы частный партнер и создаем инструмент. В наши задачи входит разработка, поддержка, эксплуатация информационной системы, клиентское обслуживание, комфортное и быстрое внедрение по всей товаропроводящей цепочке и дальше - предоставление данных регуляторам. В чем регуляторы увидят ценность - мы готовы в те товарные группы развиваться. А главный эффект для государства заключается в защите граждан от нелегальной или опасной продукции и в том, чтобы была реализована фискальная функция системы.
В России на примере сигарет мы видим, что это успешно достигается: десятки миллиардов рублей каждый год собираются, то есть это дополнительные налоги и сборы. С другой стороны, для государства мы создаем цифровую модель отрасли, что позволяет принимать оптимальные управленческие решения. На примере фармы было видно, как вакцины распределялись на основании данных системы. При этом регуляторам, которые отвечают за антимонопольное регулирование, доступны данные о "чемпионах" по наценкам. Мы не контрольное ведомство, как дальше ведомства используют эти данные - вопрос к ним, мы видим, что используют. И вскоре будет формализован kpi для ведомств по использованию системы.
Возвращаясь к планам в ЕАЭС, могу сказать, что проект развивается динамично во всех странах. Власти Казахстана в мае успешно завершили эксперимент по маркировке упакованной воды и анонсировали планы уже в следующем году ввести в этой категории маркировку в обязательном режиме. Также в Казахстане планируется уже в июле этого года начать поэтапный запуск маркировки лекарств.
В Киргизии в этом году запланирован запуск маркировки альтернативной табачной продукции, пива, энергетиков, сахаросодержащих напитков и упакованной воды. В следующем году в республике по плану запуск лекарств.
В Узбекистане в активной стадии запуска находится две категории. Во-первых, лекарства. Они уже маркируются в добровольном режиме, а в обязательном порядке начнут с 1 сентября. Вторая категория - остальные виды табачной продукции.
Следующие отрасли для маркировки, которые прорабатываются сейчас в Узбекистане, - газобаллонное оборудование и растительные масла. Также прорабатывается маркировка ковров, которые являются гордостью Узбекистана, но, к сожалению, тоже часто подделываются.
- Нет ли сегодня других стран в ближнем зарубежье, желающих подключиться к данному проекту?
- Интерес есть. Я не буду называть в силу чувствительности информации конкретные страны, это не одна страна. Причем какие-то в ближнем зарубежье, какие-то в более дальнем.
Мы видим, что технологии, которые в России используются, эффективны и в определенных вещах не имеют аналогов в мире. Маркировка в России основана и на успешно проведенной реформе онлайн-касс. Благодаря этому мы имеем возможность оценивать объем потребления, все кассы в стране передают информацию в систему. Другие страны, когда в этом разбираются, приходят к нам с вопросами, за советами и идеями по внедрению системы. В чем, собственно, мы готовы участвовать.
- Расскажите о проекте внедрения маркировки в сложившихся сегодня условиях: многие товары перестали поступать в Россию и Беларусь, легализован параллельный импорт - как сегодня функционирует система "Честный знак"?
- Правительство отмечало, что в настоящее время только маркировка позволяет сохранить учетную систему в стране, когда настолько снижена вся регуляторика и контроль. Почему-то появилось устойчивое мнение, что параллельный импорт – это сразу поток контрафакта. Да, риски есть, но в отношении этой продукции действуют те же требования и механизмы контроля как при пересечении границы, так и при обороте на территории нашей страны. Именно маркировка в тех группах, где введена, будет инструментом по отсечению этого самого контрафакта и поможет покупателям выбрать качественный товар. Государству в условиях параллельного импорта маркировка даст понимание состояния рынка, а потребителю – уверенность, что он тратит деньги на настоящий бренд. Параллельный импорт должен у потребителя вызвать всплеск интереса к проверке подлинности.
- Но разве легализация параллельного импорта и требование о маркировке, по сути, не противоречат друг другу? Ведь промаркировать товар должен официальный поставщик, однако завезти многие товары официально теперь нельзя.
- Не совсем так. Промаркировать может как производитель, так и импортер - на территории другого государства или на таможенном складе. У импортера должны быть все необходимые документы, подтверждающие оригинальность товара при прохождении таможенного контроля. Иначе товар не попадет в страну. Мы работаем в рамках правового поля, и если власти решили, что эта продукция может попасть на рынок, мы будем с ней работать.
Лента новостей
0