РФ рассекретила документ о зверствах фашистов в лагере пленных в Саласпилсе
19:14 17.05.2022 (обновлено: 20:44 17.05.2022)
© SputnikМемориальный комплекс на месте лагеря для советских военнопленных в Саласпилсе
© Sputnik
Подписаться
Исторический документ о зверствах в лагере Саласпилс, где военнопленных пытали и унижали, морили голодом, умышленно заражали смертельными болезнями, публикует Минобороны РФ
РИГА, 17 мая - Sputnik. Министерство обороны России рассекретило докладную записку военной прокуратуры Прибалтийского фронта, посвященную расследованию злодеяний гитлеровских сил и их пособников в лагере военнопленных в Саласпилсе.
Лагерь, где содержались пленные - бывшие военнослужащие Красной армии, был обнаружен советскими войсками в октябре 1944 года в ходе освобождения Саласпилса. К этому моменту в лагере находилось 1383 человека, в большинстве своем раненые и больные.
"Немецко-фашистскими извергами была разработана целая система истребления военнопленных в лагере разнообразными способами: установленным немцами режимом голода, умышленного распространения заразных заболеваний - тифа, дизентерии, туберкулеза, путем оставления раненых без медицинской помощи", - говорится в документе.
© Минобороны РФПервая страница докладной записки о расследовании злодеяний в лагере военнопленных в Саласпилсе
Первая страница докладной записки о расследовании злодеяний в лагере военнопленных в Саласпилсе
Значительная часть военнопленных истреблялась еще по пути в лагерь. По рассказу пленного офицера по фамилии Опаснов, он эшелоном был направлен в Саласпилс из Старой Руссы.
"В пути пленные в течение трех суток никакой пищи не получали, не было даже воды. На каждой остановке выводили из вагона по четыре-пять человек и тут же у железнодорожного полотна расстреливали без всякой причины. Всего я видел расстрелянных в пути из ближайших ко мне вагонов около 40 человек. В дороге большое количество раненых умерло, потому что никакой помощи им не оказывалось", - сообщил Опаснов.
Другой пленный, Коновалов, рассказал, что бойцов Красной армии по дороге в лагерь выстраивали в грязи, командовали "бегом" и спускали на них овчарок.
"Видимо, их тренировали. Собаки загрызали изнуренных пленных до смерти. Я лично был очевидцем, как были затравлены и растерзаны шесть человек, несколько сот были собаками изранены", - вспоминал военнослужащий.
По его словам, в Саласпилс пленных везли по 60 человек в вагоне при закрытых дверях.
"Люди задыхались. Воды не давали совсем. В пути умерло более 300 человек... На остановках некоторые пытались открыть люки в вагонах. Тогда конвоиры-немцы стреляли прямо в вагон... В момент выгрузки на станции Саласпилс немецкий врач приказал пристрелить всех тяжелораненых и больных", - рассказал Коновалов.
В самом лагере немцы помещали от 300 до 350 пленных в бараки, рассчитанные на 50-80 человек. Люди были вынуждены стоять или сидеть, не имея возможности ни лечь, ни выйти наружу. О мытье не могло быть и речи, и в бараках распространился педикулез.
Больных и раненых держали вместе с остальными, из-за отсутствия помощи они умирали в первые же дни. Их тела подолгу оставались в бараках.
© Foto : Латвийский государственный архивАрхивные фотографии лагеря военнопленных в Саласпилсе
Архивные фотографии лагеря военнопленных в Саласпилсе
© Foto : Латвийский государственный архив
Военнопленный врач Григорович рассказывал, что раненые лежали на нарах и на полу с открытыми ранами.
"Многие с гангренозными, отваливающимися, но державшимися на костях конечностями, которые нечем было отпилить из-за отсутствия пилы. Они умирали массами от заражения крови и столбняка", - свидетельствовал пленный.
Приезжавший немецкий врач никакой помощи раненым не оказывал. По рассказам очевидцев, он "устраивал комедию медицинского обхода", ударом сапога проверяя, жив ли человек.
Еще хуже обстояло дело в офицерском отделении лагеря. С пяти вечера до восьми утра переполненные бараки закрывались, при попытке выйти охрана немедленно открывала огонь.
Суточный паек военнопленного составлял от 80 до 200 граммов хлеба, состоявшего наполовину из древесных опилок, и от одного до двух литров травяного супа, который называли баландой. Суп готовился из соленой воды и травы, скошенной на территории самого лагеря. Мучимые голодом люди пытались есть траву и листья с деревьев.
Как указано в докладной, одним из способов массового истребления военнопленных было умышленное распространение заразных болезней. Сыпной тиф, дизентерия и туберкулез косили людей. Заболевших немцы умышленно держали вместе с другими пленными.
"Многих туберкулезных больных приносили в баню на руках. Больного 15 минут держали под горячим душем, а после голого распаренного человека клали на два часа на цементный пол. После такого мытья люди заболевали еще и воспалением легких и, как правило, умирали. Несмотря на мольбы, такой порядок мытья больных не менялся", - вспоминал военнопленный Федоров.
По словам военнопленного врача Кабанова, немецкий медперсонал лагеря требовал от него "помочь мучающимся и больным скорее умереть".
"Немецкий врач приказал собрать тяжелобольных в отдельное отделение и убавить им паек, чтобы они скорее умирали. Около 300 человек было собрано в такое отделение, паек им давался еще меньше, чем остальным. Все 300 человек в конце концов скончались", - рассказал врач.
Военнопленных в лагере подвергали всевозможным пыткам, унижениям и издевательствам. Любой немец без всякой причины мог безнаказанно не только избить, но и убить пленного.
© SputnikБетонные чащи символизируют ямы, в которых жили и умирали советские военнопленные
Бетонные чащи символизируют ямы, в которых жили и умирали советские военнопленные
© Sputnik
Как вспоминал Опаснов, в июле-августе 1942 года смертность среди офицеров в лагере доходила до 95-98%.
"За пределы лагеря офицеров на работы не водили, но в лагере их заставляли все время переносить камни с одной стороны на другую и обратно. Кто изнемогал от истощения и этой изнурительной работы, тут же подвергался избиению резиновыми палками: выбивали зубы, переламывали челюсти, разбивали головы. Часто свою жертву немцы клали на опрокинутую набок бочку и били до потери сознания", - свидетельствовал пленный.
По его словам, унтер-офицеры комендатуры лагеря развлекались тем, что по ночам врывались в бараки и открывали стрельбу по пленным.
"В сентябре 1942 года унтер-офицер по прозвищу "Штукас" без всякого повода нанес пленному капитану Сытых 28 ран кинжалом. На следующий день Сытых умер... В другой раз часовой ради развлечения два раза выстрелил в группу сидевших пленных офицеров, убив одного и ранив другого", - рассказал Опаснов.
По поводу и без пленных бросали в карцер на 20-40 дней, выбрасывали на мороз в одном белье, лишали пищи.
"Карцер представлял собой холодную каменную клетку. Нас избивали нещадно резиновыми палками, заставляли держать на вытянутых руках две пачки колючей проволоки весом по 35 кг, пока не потеряешь сознание. Одним из наказаний было следующее: бритвенной кисточкой нужно было подмести начисто площадь 25 на 10 метров. Люди при такой работе быстро теряли сознание. На "проступки" провоцировали пленных: немец бросит корку хлеба, и кто кинется поднимать - подвергался наказанию. Шеф лагеря ходил по баракам, бил раненых кулаками, проверяя таким образом, кто поправился и способен ехать на работу в Германию", - говорил военнопленный Викторов.
Жестокостью и зверским обращением с ранеными отличались начальник караула лагеря гауптман Келлер, заведующий хозяйством фельдфебель Доммермут, начальник снабжения унтер-офицер Геборн, начальник 3-го отдела комендатуры зондер-фюрер Нахгаус, врач Маммен.
© Foto : Латвийский государственный архивАрхивные фотографии лагеря военнопленных в Саласпилсе
Архивные фотографии лагеря военнопленных в Саласпилсе
© Foto : Латвийский государственный архив
Администрация лагеря организовала торговлю пленными - их систематически продавали в качестве батраков немецким помещикам, находившимся на территории Латвии. Была установлена такса 35 марок за человека. По истечении назначенного срока пленных возвращали в лагерь и потом продавали другому.
С конца 1942 года администрация стала заметать следы творившихся в лагере злодеяний. Как рассказал пленный Курочкин, узники лагеря узнали, что советское руководство обратилось с нотой протеста из-за издевательств фашистов над военнопленными и мирными гражданами.
"Слух об этом широко распространился... Вскоре у полицейских были отобраны резиновые палки... Со стороны немцев это были попытки замазать действительное положение пленных и чинимые над ними зверства. Вместо резиновых палок немцы стали бить кулаками и всем, что попадалось под руку", - говорил Курочкин.
При освобождении лагеря комиссия освидетельствовала 1334 военнопленных. По данным медиков, 413 лежачих человек находились в тяжелом состоянии, 414 раненых были ходячими, 164 - инвалидами и калеками, 236 - больны туберкулезом в активной форме. Зафиксированы 25 терапевтических больных, две беременных и две родивших. Годными к строевой службе оказались 78 человек. По данным медиков, 85% всех раненых и больных были сильно истощены, не в состоянии самостоятельно передвигаться.
Убитых, замученных и умерших от голода и болезней военнопленных хоронили на территории лагеря. Комиссия обнаружила 23 рва длиной от 30 до 100 метров, шириной - от двух до десяти. Тела в них захоронены в четыре-десять рядов - в зависимости от глубины могил. Наряду с этим значительная часть погибших захоронена в других ямах, рвах и карьерах.
Как установило расследование, всего с июля 1941 года по 10 октября 1944-го в лагере военнопленных в Саласпилсе было уничтожено свыше 25 тысяч военнослужащих Красной армии - бойцов, сержантов и офицеров.