"Бухенвальдский набат" в латвийском концлагере: в Саласпилсе почтили память узников
10:14 12.04.2022 (обновлено: 15:11 12.04.2022)
© SputnikЖенщина на церемонии возложения цветов на мемориале Саласпилс
© Sputnik
Подписаться
Одним из почти 14 тысяч концентрационных лагерей нацистской Германии в период Второй мировой войны стал "Куртенгоф" - лагерь смерти в Саласпилсе. Вчера, в Международный день памяти узников нацизма, там звучал "Бухенвальдский набат"
РИГА, 12 апр — Sputnik, Андрей Татарчук. В разновекторной идеологической политике современной Латвии этот концлагерь в 18 километрах на восток от Риги занимает крайне незначительное, даже ничтожное место. Официальная историография сообщает о 2000 человек, "погибших от тяжелых условий работы и болезней", как заявил историк Музея оккупации Латвии Улдис Нейжбортс. Об этом также сообщается на билбордах, установленных после реставрационных работ возле расстрельной стены у южной стороны бывшего концлагеря.
© SputnikПосол РФ в Латвии Михаил Ванин, дипломаты посольства РФ в Латвии, общественники и малолетние узники концентрационного лагеря Саласпилс на церемонии возложения цветов
Посол РФ в Латвии Михаил Ванин, дипломаты посольства РФ в Латвии, общественники и малолетние узники концентрационного лагеря Саласпилс на церемонии возложения цветов
© Sputnik
Собственно, это количество жертв – тот минимум, который отрицать уже бессмысленно, но при этом эта цифра основывается на показаниях всего одного свидетеля-латыша, заключенного в "Куртенгоф" уже почти перед его освобождением за уголовные преступления. Латвийские историки еще называют лагерь "трудовым", потому что за его хозяйственное администрирование спорили два нацистских ведомства – РСХА и СС. Собственно, Бухенвальд в Тюрингии, через который прошли около 250 000 заключенных, и около 56 000 умерли или были убиты (данные администрации США), тоже не имел статуса концлагеря. Лагеря для военнопленных в Третьем рейхе делились на пять категорий: сборные пункты, пересыльные лагеря, постоянные лагеря, основные рабочие лагеря, малые рабочие лагеря. И если в Центральной Европе и далее на запад это плюс-минус было так, как пишется, то на восточных территориях и в Польше любые лагеря нацистов становились лагерями смерти.
Вандалы идут вслед за нацистами
Международный день узников концлагерей совпал с радикальным решением Рижской думы признать памятник Освободителям в парке Победы опасным по степени разрушений и обнести строительным забором. Латвийские политики успели объявить памятник угрозой безопасности государства, связать напрямую в один клубок 9 Мая, спецоперацию России на Украине и память потомков тех, кто победил нацизм, а также заявить, что "вопрос о демонтаже мемориала Освободителям предстоит решить в ближайшее время на уровне правящей коалиции". На этом фоне голоса рижской коалиции, где в 2010–2020 годах мэр столицы Нил Ушаков от партии "Согласие" сделал День Победы самым массовым праздником Латвии (концерты, салюты, питание на месте, до 200 тысяч человек собиралось у мемориала в Риге, но главное, конечно, – память), звучат незаметно. Собственно, эта партия абстрагировалась.
Посол России в Латвии Михаил Ванин, партия "Русский союз Латвии" и представители общества "9 Мая" возложили венки к мемориалу. К сожалению, в Саласпилсе не было представителей многих посольств и партий, которых мы привыкли видеть у этого мемориала ежегодно, – как известно, белорусская дипмиссия закрыта, а многие посольства сейчас свели активность до минимума.
© SputnikПосол РФ в Латвии Михаил Ванин на церемонии возложения цветов у мемориала в Саласпилсе
Посол РФ в Латвии Михаил Ванин на церемонии возложения цветов у мемориала в Саласпилсе
© Sputnik
Тем не менее латвийскую политику 11 апреля в Саласпилсе представили Альфредс Рубикс – бывший первый секретарь Компартии Латвии и председатель горисполкома Риги, а также его семья. Социалистическая партия Латвии, входящая в единую фракцию "Согласия", в условиях политического прессинга и склонения к тотальному конформизму сохранила верность убеждениям. Депутат Рижского городского самоуправления Раймондс Рубикс и его младший брат Артурс Рубикс из фракции "Согласия" в Сейме возложили цветы на плиты, под которыми отмеряет удары сердца метроном. На камне выбиты слова: "Здесь людей казнили за то, что они были невиновны… Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил Родину…"
© SputnikПосол РФ в Латвии Михаил Ванин на церемонии возложения цветов у мемориала в Саласпилсе
Посол РФ в Латвии Михаил Ванин на церемонии возложения цветов у мемориала в Саласпилсе
© Sputnik
Депутат парламента Латвии Артурс Рубикс поблагодарил всех – по его словам, мы тут, потому что должны быть тут каждый год: "Мы должны передать нашим правнукам, что происходило здесь. Память невозможно победить. Я хотел бы закончить известными словами: сила – в правде. Мы верим в правду и несем ее всем". А после этого пели "Бухенвальдский набат": "Это жертвы ожили из пепла и восстали вновь…"
К сожалению, в этот раз день памяти 11 апреля оказался самым немноголюдным в истории мемориала Саласпилса. Было очень много экипажей и работников полиции, службы правопорядка в Латвии ежедневно пребывают в напряженном состоянии, ожидая провокаций. По фактам вандализма на воинских мемориалах (облиты красками желтого и синего цветов памятники даже солдатам 130-го Латышского стрелкового корпуса – латышам, освобождавшим республику осенью 1944-го) начато несколько уголовных процессов – увы, скорее всего, они не последние, кульминация вандализма ожидается к 9 Мая.
Может ли вандализм затронуть, например, объекты музея Рижского гетто, мемориал на месте Рижской хоральной синагоги на улице Гоголя, которую сожгла вместе с людьми команда Виктора Арайса спустя три дня после отступления Красной армии. Да, это возможно – осквернять память, пачкая камень, к сожалению, становится просто массовой тенденцией в бывших социалистических странах. Нацизма в Латвии, конечно же, нет, но совсем другое дело, что на мемориалах, на местах расстрелов жителей Рижского гетто рисовали нацистские свастики. Увеличиваются риски и осквернения мемориала в Саласпилсе – в конечном счете действия психопатов, вооруженных красками, просчитать еще сложнее, чем сожженные нацистами трупы их жертв.
© SputnikПосол РФ в Латвии Михаил Ванин, дипломаты посольства РФ в Латвии, общественники и малолетние узники концентрационного лагеря Саласпилс на церемонии возложения цветов
Посол РФ в Латвии Михаил Ванин, дипломаты посольства РФ в Латвии, общественники и малолетние узники концентрационного лагеря Саласпилс на церемонии возложения цветов
© Sputnik
Обыкновенный фашизм
Рижский "Куртенгоф" выделяется даже на фоне примерно двадцати лагерей смерти и шталагов, построенных нацистами в 1941–1944 годах в оккупированной Латвии. Организовывал постройку лагеря штурмбаннфюрер CC доктор Рудольф Ланге, начальник службы безопасности СД Риги. Здесь часто бывал генерал СС, обергруппенфюрер Фридрих Еккельн, рейхскомиссар Остланда. В конце 1942 года комендант Ланге использовал душегубки для уничтожения евреев и других "расово неполноценных" – как психически больные и цыгане. Суточный рацион состоял из 150—300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов – очистков картофеля, репы. По данным расследования ЧК, среди 53 тысяч погибших в концлагере при нацистах – а это число сопоставимо с жертвами Бухенвальда – около 3 тысяч детей до 5 лет, умерших в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Часть тел была сожжена, часть захоронена на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.
Большинство из них подвергались выкачиванию крови. Из документов следствия: "Обследовав территорию у лагеря Саласпилс в 2500 квадратных метров и при раскопках только пятой части этой территории, комиссия обнаружила 632 детских трупа, предположительно, в возрасте от 5 до 9 лет, трупы располагались слоями. В 150 метрах от этого захоронения по направлению к железной дороге комиссия обнаружила, что на площади в 25х27 метров (основное место сожжения трупов) грунт пропитан маслянистым веществом и перемешан с пеплом, содержащим остатки несгоревших человеческих костей детей 5—9 лет — зубы, суставные головки бедерных и плечевых костей, ребер и др."
Из показаний свидетеля-фельдшера К. Лаугалитиса, бывшего заключенного этого лагеря смерти, следует, что у примерно 12 тысяч детей было выкачано не менее 3500 литров крови – от 100 граммов за раз у грудного ребенка и до 300 граммов крови – у пятилетнего. При раскопках 54 могил на территории концлагеря обнаружены трупы крайне истощенных детей. При исследовании у многих обнаружен мышьяк.
"Только в марте 1943 года (после карательной операции "Зимнее волшебство" на границе оккупированных Белоруссии, России и Латвии) сразу пригнали 20 тысяч советских граждан вместе с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей. Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы и латышские полицейские буквально вырывали детей из их рук... Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибли более трех тысяч детей", – говорит свидетель.
© SputnikСотрудники Государственной полиции Латвии обеспечивают правопорядок на территории мемориала в Саласпилсе
Сотрудники Государственной полиции Латвии обеспечивают правопорядок на территории мемориала в Саласпилсе
© Sputnik
Историк Рудите Виксне заявила, что сведения об использовании детей-заключенных из Белоруссии и Латгалии в качестве доноров крови для нацистов являются мифом. История за бетонным блоком музея с железными буквами Aiz šiem vārtiem vaid zeme (рус. "За этими воротами стонет земля") намного страшнее. Об этой истории невозможно говорить в Латвии, тем более сегодня: правда разрушает новейшую мифологию, в которой нацистская оккупация и тем более местный коллаборационизм представляются чем-то вроде кинохоррора – страшно, но ненадолго и с попкорном.
© SputnikМесто массового захоронения жертв Саласпилсского лагеря на территории старого гарнизонного кладбища
Место массового захоронения жертв Саласпилсского лагеря на территории старого гарнизонного кладбища
© Sputnik
По данным советской Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений нацистов, все лето 1944 года перед освобождением концлагеря в лесу возле старого гарнизонного кладбища горели костры. Команда, отобранная из более сильных узников, как евреи, привезенные в рейхскомиссариат Остланд из лагерей Центральной Европы, сжигала эксгумированные трупы из могильных рвов. Свидетельства геноцида уничтожались на местах массовых расстрелов и захоронений в Дрейлини, Румбуле, Шмерли – известно, что было сожжено более 95 тысяч трупов только людей еврейского происхождения.
Известно, что порядковые номера регистрации детей в реестре нацистского Социального департамента в Саласпилсском лагере достигали числа 17 683, что позволяет предположить, что число детей, прошедших через лагерь, было намного больше. Население Латвии за годы нацистской оккупации уменьшилось почти на треть, потери составили 700 тысяч жителей, и объем эмиграции намного меньше, чем число жертв оккупации гитлеровским режимом. Всего на территориях, подконтрольных фюреру, в концлагерях, лагерях смерти и тюрьмах содержалось 18 миллионов человек. Более 11 миллионов – уничтожены. Это 5 миллионов советских граждан и 6 миллионов евреев. Память об этом стереть или фальсифицировать просто невозможно.
© SputnikПамятный камень на месте массовых захоронений жертв Саласпилсского лагеря
Памятный камень на месте массовых захоронений жертв Саласпилсского лагеря
© Sputnik