https://lv.sputniknews.ru/20220131/pisatel-yuzefovich-rasskazal-o-tvorchestve-i-o-tom-kakoy-vidit-sovremennuyu-rossiyu-20224257.html
Писатель Юзефович рассказал о творчестве и о том, какой видит современную Россию
Писатель Юзефович рассказал о творчестве и о том, какой видит современную Россию
Sputnik Латвия
На днях в Риге при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" в рамках проекта "Культурная линия" в эфире латвийского новостного радио Baltkom... 31.01.2022, Sputnik Латвия
2022-01-31T13:44+0200
2022-01-31T13:44+0200
2022-01-31T13:44+0200
новости латвии
латвия
россия
леонид юзефович
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/01/1f/20224184_0:0:2916:1640_1920x0_80_0_0_39f2cbd8ceb565d756ac02454ece496b.jpg
РИГА, 31 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Леонид Абрамович Юзефович дважды лауреат премии "Национальный бестселлер" и трижды – "Большая книга". Третью получил совсем недавно, в декабре, за роман "Филэллин", который в России разлетелся как горячие пирожки, да и в латвийских магазинах пользуется большим спросом. А тема встречи с писателем была более чем актуальная в нынешнее-то время: "Историческая литература. Судьбы России на сломе эпох".Чистая душа – один из знаков российских правителейОдин из героев нового романа Леонида Юзефович - российский император Александр Первый. Писатель к этой исторической персоне не раз уже обращался в своих произведениях. Вот что он рассказал о его значимости для истории:- Почему так? Отвечу легко. Интерес мой к нему начался в связи с тем, что я жил и вырос на Урале, в Перми, и первые мои повести были по истории Урала, такие краеведческие материалы, - рассказывает Леонид Абрамович. – И в какой-то момент я узнал, что Александр Первый приезжал в 1824 году в Пермь. Он вообще был человек, который много ездил по России. До него никто из русских правителей восточнее Казани никогда не был. И вот с этого и проснулся у меня интерес к личности Александра Первого. Ему действительно была интересна страна, которой он управлял. Да, его потом обвиняли в самых разных грехах, его не очень-то любили и наши консерваторы (и продолжают не любить), и наши либералы, потому что он вроде как изменил свободолюбивым своим планам с начала царствования. И если по-человечески к нему относиться, у него действительно есть много неприятных черт в характере. Но для меня важно, что это первый и, наверное, если не считать Екатерины, единственный большой интеллектуал на российском троне. Мы можем как угодно относиться к Николаю, Александру Второму, Александру Третьему, но по-настоящему интеллектуал со всеми присущими интеллектуалу особенностями, вплоть до того, что он тяготился властью и потом от этой власти, по слухам, отказался вовсе – это все-таки только Александр Первый. Неслучайно возникла эта легенда о старце Федоре Кузьмиче, якобы это был Александр Первый. Я в эту легенду не очень-то верю. Тем не менее, согласитесь, легенды возникают в связи с конкретным человеком и не на пустом месте. Про Николая Первого такая легенда, думаю, никогда не могла возникнуть. Она не могла возникнуть и об Александре Третьем – будто бы он бросил свой престол и пошел по исключительно строгому и сложному духовному пути. И то, что такая легенда возникла про Александра Первого, – это уже очень интересно. А вообще, я так скажу: чистая душа – один из знаков российских правителей, в большей или меньшей степени".Кто чем может, тот тем и жертвует- Филэллины в новом романе Леонида Юзефович – это люди особой степени страсти и жертвенности?- Хотите знать, можно ли в современном мире найти аналог? А то как же! Важно осознавать, что на человека в истории есть два взгляда. С одной стороны, мы говорим, что человек как физиологическое, как биологическое существо – он не меняется. Да, мы остаемся такими же, как были, еще со времен Перикла. С другой стороны, история не занимается голым человеком. У человека всегда есть "одежда". Причем одежда – это не только тот костюм, физическое наше платье, которое меняется с течением времени, а это еще и наши идеи, наши нормы поведения, которым мы подчиняемся, наши представления о добре и зле, о том, что хорошо, что плохо, что допустимо, а что нет. Вот эти представления очень меняются, причем достаточно быстро. История и литература занимаются человеком в одежде из этих его исторических представлений, которым он подвержен. Поэтому, конечно, между "одетым" человеком начала позапрошлого века и человеком нашего времени есть различия. Говорить о них можно очень долго. Но есть и что-то такое в культуре, что сохраняется достаточно прочно. Культура вообще консервирует некоторые наши нормы поведения, некоторые наши представления. Поэтому наверняка есть такие параллели. И еще, знаете, любой период всегда рифмуется с любым другим периодом из прошлого, вне зависимости от нашего представления о нем. Просто мы вдруг начинаем видеть сегодня то, о чем, например, читали когда-то или попросту слышали, если говорить об исторической литературе. В любом периоде мировой истории мы можем найти что-то похожее на наш сегодняшний день. Другое дело - хотим ли мы, чтобы сегодня что-то повторялось "из прошлого". Мне, например, совсем не хочется, чтобы повторялись картины 1990-х, и этого явно не хотят и нынешние правители России.Вера новой России: "не повторить 1990-е!"- В 1990-х Россия представляла из себя жуткую разруху, – продолжает рассказ писатель. – Я помню, как в 1994-м приехал в Воронеж, вышел на привокзальную площадь и чувствую, что что-то не так, а потом смотрю – сквозь щели между каменными плитами проросла трава в половину человеческого роста. Это было такое совершенно фантасмагорическое видение из каких-то фантастических книг о постапокалиптическом будущем, о покинутых людьми и совершенно разоренных городах. Конечно, теперь таких картин вы больше не увидите в России. К примеру, Петербург уже совсем другой по сравнению с тем, что был в 1990-х. Помню, как после большого перерыва, в 2001-м, я приехал в Петербург – и увидел, как он изменился. И еще, конечно, пьянства, что в городах, что в глубинке, меньше стало. И все это не может не радовать.
https://lv.sputniknews.ru/20170406/leonid-juzefovich-jazyk-sam-ottorgaet-vse-chuzherodnoe-4381341.html
https://lv.sputniknews.ru/20211026/lithuania-izbavitsya-pamyatnika-sovetskomu-pisatelyu-kotoryy-ee-proslavil-18958294.html
https://lv.sputniknews.ru/20210307/Latysh--ne-chitatel-latysh--pisatel-Latviya-teryaet-ocherednoy-brend-strany-15289936.html
латвия
россия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/01/1f/20224184_128:0:2859:2048_1920x0_80_0_0_e67669152e4b8ce509ea4e7fd1f7afb7.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, россия, леонид юзефович
новости латвии, латвия, россия, леонид юзефович
Писатель Юзефович рассказал о творчестве и о том, какой видит современную Россию
На днях в Риге при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" в рамках проекта "Культурная линия" в эфире латвийского новостного радио Baltkom состоялась онлайн-встреча местных журналистов с одним из самых титулованных российских писателей Леонидом Юзефовичем
РИГА, 31 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Леонид Абрамович Юзефович дважды лауреат премии "Национальный бестселлер" и трижды – "Большая книга". Третью получил совсем недавно, в декабре, за роман "Филэллин", который в России разлетелся как горячие пирожки, да и в латвийских магазинах пользуется большим спросом. А тема встречи с писателем была более чем актуальная в нынешнее-то время: "Историческая литература. Судьбы России на сломе эпох".
Чистая душа – один из знаков российских правителей
Один из героев нового романа Леонида Юзефович - российский император Александр Первый. Писатель к этой исторической персоне не раз уже обращался в своих произведениях. Вот что он рассказал о его значимости для истории:
- Почему так? Отвечу легко. Интерес мой к нему начался в связи с тем, что я жил и вырос на Урале, в Перми, и первые мои повести были по истории Урала, такие краеведческие материалы, - рассказывает Леонид Абрамович. – И в какой-то момент я узнал, что Александр Первый приезжал в 1824 году в Пермь. Он вообще был человек, который много ездил по России. До него никто из русских правителей восточнее Казани никогда не был. И вот с этого и проснулся у меня интерес к личности Александра Первого. Ему действительно была интересна страна, которой он управлял. Да, его потом обвиняли в самых разных грехах, его не очень-то любили и наши консерваторы (и продолжают не любить), и наши либералы, потому что он вроде как изменил свободолюбивым своим планам с начала царствования. И если по-человечески к нему относиться, у него действительно есть много неприятных черт в характере. Но для меня важно, что это первый и, наверное, если не считать Екатерины, единственный большой интеллектуал на российском троне. Мы можем как угодно относиться к Николаю, Александру Второму, Александру Третьему, но по-настоящему интеллектуал со всеми присущими интеллектуалу особенностями, вплоть до того, что он тяготился властью и потом от этой власти, по слухам, отказался вовсе – это все-таки только Александр Первый. Неслучайно возникла эта легенда о старце Федоре Кузьмиче, якобы это был Александр Первый. Я в эту легенду не очень-то верю. Тем не менее, согласитесь, легенды возникают в связи с конкретным человеком и не на пустом месте. Про Николая Первого такая легенда, думаю, никогда не могла возникнуть. Она не могла возникнуть и об Александре Третьем – будто бы он бросил свой престол и пошел по исключительно строгому и сложному духовному пути. И то, что такая легенда возникла про Александра Первого, – это уже очень интересно. А вообще, я так скажу: чистая душа – один из знаков российских правителей, в большей или меньшей степени".
Кто чем может, тот тем и жертвует
- Филэллины в новом романе Леонида Юзефович – это люди особой степени страсти и жертвенности?
- Хотите знать, можно ли в современном мире найти аналог? А то как же! Важно осознавать, что на человека в истории есть два взгляда. С одной стороны, мы говорим, что человек как физиологическое, как биологическое существо – он не меняется. Да, мы остаемся такими же, как были, еще со времен Перикла. С другой стороны, история не занимается голым человеком. У человека всегда есть "одежда". Причем одежда – это не только тот костюм, физическое наше платье, которое меняется с течением времени, а это еще и наши идеи, наши нормы поведения, которым мы подчиняемся, наши представления о добре и зле, о том, что хорошо, что плохо, что допустимо, а что нет. Вот эти представления очень меняются, причем достаточно быстро. История и литература занимаются человеком в одежде из этих его исторических представлений, которым он подвержен. Поэтому, конечно, между "одетым" человеком начала позапрошлого века и человеком нашего времени есть различия. Говорить о них можно очень долго. Но есть и что-то такое в культуре, что сохраняется достаточно прочно. Культура вообще консервирует некоторые наши нормы поведения, некоторые наши представления. Поэтому наверняка есть такие параллели. И еще, знаете, любой период всегда рифмуется с любым другим периодом из прошлого, вне зависимости от нашего представления о нем. Просто мы вдруг начинаем видеть сегодня то, о чем, например, читали когда-то или попросту слышали, если говорить об исторической литературе. В любом периоде мировой истории мы можем найти что-то похожее на наш сегодняшний день. Другое дело - хотим ли мы, чтобы сегодня что-то повторялось "из прошлого". Мне, например, совсем не хочется, чтобы повторялись картины 1990-х, и этого явно не хотят и нынешние правители России.
Вера новой России: "не повторить 1990-е!"
- В 1990-х Россия представляла из себя жуткую разруху, – продолжает рассказ писатель. – Я помню, как в 1994-м приехал в Воронеж, вышел на привокзальную площадь и чувствую, что что-то не так, а потом смотрю – сквозь щели между каменными плитами проросла трава в половину человеческого роста. Это было такое совершенно фантасмагорическое видение из каких-то фантастических книг о постапокалиптическом будущем, о покинутых людьми и совершенно разоренных городах. Конечно, теперь таких картин вы больше не увидите в России. К примеру, Петербург уже совсем другой по сравнению с тем, что был в 1990-х. Помню, как после большого перерыва, в 2001-м, я приехал в Петербург – и увидел, как он изменился. И еще, конечно, пьянства, что в городах, что в глубинке, меньше стало. И все это не может не радовать.