ВВС Латвии отремонтировали третий "кукурузник", оставшийся со времен СССР

© Sputnik / Александр Кряжев / Перейти в фотобанкСамолеты АН-2
Самолеты АН-2 - Sputnik Латвия, 1920, 16.12.2021
Подписаться
Ремонт биплана обошелся казне всего в 491 333 евро и был выполнен на месте, в ангаре предприятия Aero Restoration на историческом аэродроме Спилве
РИГА, 16 дек — Sputnik, Людмила Прибыльская. В авиапарк Военно-воздушных сил латвийской армии вернулся третий полностью обновленный самолет Ан-2 (он же "Аннушка" или "кукурузник"), гордо сообщил официальный сайт ВС Sargs.lv. Четвертый Ан-2 ждет очереди: военные признают, что он в самом плохом состоянии.
Машины, состоящие на вооружении латвийских ВВС, выпущены в Советском Союзе с 1961 по 1982 год. Надо отметить, что это отнюдь не первые образцы самого выносливого и массового советского самолета-труженика: он был запущен в серию Объединенным конструкторским бюро Олега Константиновича Антонова в 1949 году. Теперь эта машина включена в Книгу рекордов Гиннесса как выпускаемая уже свыше 70 лет.
В Латвийской ССР первые Ан-2 использовались преимущественно в сельскохозяйственной авиации и ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). "Кукурузники" опыляли нивы удобрениями и средствами защиты растений, за что и заслужили свое прозвище. В ДОСААФ с "Аннушек" производили десантирование парашютистов.
Командир латвийских ВВС полковник Виестурс Масулис похвалил Ан-2 за надежность и низкие эксплуатационные расходы, называя его таким же долгожителем, как американский транспортник "Геркулес". Правда, "Геркулесов" под его началом нет.
Недорого, по латвийским меркам, обошелся и капремонт военной техники: предыдущую "Аннушку" инженеры и техники Aero Restoration вернули к жизни всего за 352 930 евро, а последнюю - за 491 333 евро. Правда, в России аналогичная работа стоит не более 55 тысяч евро...
Конечно, сообщение латвийских ВВС не обошлось без ехидных комментариев и грустных сожалений о том, почему мы не Финляндия, намедни заключившая договор о покупке аж 65 истребителей F-35 за 9,5 миллиарда евро без оружия.
"Со всем уважением, но это же музейный экспонат! В наше время какое значение может иметь такая машина в ВВС? Финны покупают самолеты последнего поколения, а мы аппараты для опыления полей", – сетует Айвис Якобсонс.
"Серьезно, Пабрикс и Калниньш? – возмущается Улдис Лауциньш. – Ан-2 в XXI веке? Куда делись 700 миллионов, которые вам в этом году разрешили тратить? Как бывший работник Национальных вооруженных сил, я подписывался о неразглашении, но могу сказать одно: реально там безумная коррупция, которую прикрывает Attīstībai/Par! (партия министра обороны Пабрикса. – Ред.). Офицеры смеются над Ан-2!"
За министра и командующего вступился Валтерс Ру: "Посмотрите бюджет по позициям. Заранее скажу: зарплата, новая техника и закупки амуниции, поддержание боеспособности существующей экипировки/оружия/техники забирают львиную долю! Про Ан-2 – модернизированный "кукурузник" полетает еще лет двадцать, более или менее надежный и сравнительно простой самолет со смешными ценами содержания. Что тут неправильно?!"
Воспитанник Уссурийского суворовского военного училища во время первого прыжка с парашютом на полевом аэродроме у села Новосысоевка Приморского края - Sputnik Латвия, 1920, 04.11.2021
Генерал латвийской армии: вложения в советские Ан-2 окупаются
"У каждого самолета свои задачи, – напоминает Арнис Лиепиньш. – Жаль, что стереотипное мышление ассоциируется только с боевыми действиями. Уверен: у такого воздушного судна такое же применение, как у "Цессны" или Short SC7 (за 650 тысяч)".
"Локальные конфликты показывают, что Азербайджан массово применял Ан-2 над оккупированной армянами территорией Карабаха как ложную цель, чтобы активизировать зенитную систему противника, локализовать ее для последующего удара, – добавляет Валдис Канепе. – В латвийских ВВС трудно определить их назначение: парашютные прыжки как дисциплина после несчастного случая при приводнении двух военнослужащих умерли вместе с ними, так как опасны для погон и карьеры..."
После этого замечания Валдиса Канепе вознесли мечты: "Могли бы хотя бы, как Румыния, купить бывшие в употреблении F16: взяли у Португалии 17, да у Норвегии присмотрели еще 32! Получилось бы 2-3 эскадрильи. Быстро и дешево. Только вот проблема – где взять пилотов? А можно было и вообще взять принцип "не числом, а умением": в один год половину военного бюджета потратить на 3-4 современных F-35A по 85 млн долларов за единицу, это было бы 255 млн плюс программа технической поддержки 170 млн, итого 425 млн. Через два года повторить! 9 самолетов – эскадрилья, но в сто раз мощнее нынешних сил! Дальше – навесное вооружение: ракеты для поражения целей в воздухе, на земле и на море в радиусе от 20 до 500 км, в том числе для нейтрализации "Буков" и зенитных систем на 100%. Эксплуатация самолета – 33 тысячи долларов в час, 100 часов – 3,3 млн, плюс пилот, плюс техническая команда, еще 3 млн в год. В совокупности на 9 машин получится чуть больше 60 млн долларов!"
Однако бывалый Валтерс Ру опустил собеседника на землю: "Если думаешь, что одно конкретное оружие может решить все или большую часть проблем обороны, то ошибаешься".
Пока разворачивались споры в социальной сети, свой комментарий на странице ВВС оставил бывший преподаватель Военно-воздушной академии имени Жуковского, кандидат военных наук и член Национального объединения Карлис Креслиньш:
"Капитальный ремонт третьего обновленного Ан-2 проведен в Латвии, на предприятии, расположенном на аэродроме Спилве. Командир ВВС поясняет: эти машины хорошо себя зарекомендовали в Национальных вооруженных силах и ополчении, а также подготовке спецподразделений. Также Ан-2 поможет охранять восточную границу – благодаря установленной на нем системе наблюдения можно быстро и оперативно открывать случаи незаконного пересечения границы. ВВС планирует и покупку новых самолетов. В сентябре 2021 года заключен договор о покупке двух ультралегких летательных аппаратов Tarragon, производимых в Латвии. Первая машина этого типа ожидается в 2022-м, а вторая – в 2023 году. Можно только приветствовать то, что мы можем сами ремонтировать и производить. Так и было в Латвии перед Второй мировой войной".
Самолет Tarragon действительно выпускает одноименная латвийская компания, созданная инженерами Игорем Звягиным и Валентином Васяком при участии инвестора Айварса Лейиетиса. Это двухместная машина со скоростью полета до 310 км в час может пригодиться ВВС для выполнения учебно-тренировочных и наблюдательных полетов, однако, если надо будет доставить из одной точки в другую груз или людей, все-таки по-прежнему на подхвате будет "Аннушка".
Лента новостей
0