Как латвийские крестьяне русофобов били

© Sputnik / Алексей ТихомировФлажки России и Латвии
Флажки России и Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 27.11.2021
Подписаться
Более полутора столетий назад латвийские крестьяне не дали втянуть свою родину в русофобский шабаш, который явно бы не способствовал процветанию их земли. Найдутся ли такие защитники в наши дни?
РИГА, 27 ноя — Sputnik, Григорий Иванов. Начнем с сегодняшнего дня. Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова обвинила в своей публикации в Facebook Латвию наравне с другими западными государствами в поддержке белорусской оппозиции и вмешательстве таким образом во внутренние дела Беларуси.
На прошлой неделе влиятельная и считающаяся проводником американской политики в Латвии передача Nekā personīga принялась раскручивать осевшего в Риге белорусского оппозиционного политика Валерия Цепкало.
Как мы помним, апофеозом поддержки латвийскими властями белорусской оппозиции было участие в мае этого года в дни проходившего в Риге Чемпионата мира по хоккею главы МИД Эдгара Ринкевича и мэра Риги Мартиньша Стакиса в снятии белорусского государственного флага и замене его на флаг белорусской оппозиции.
Можно размышлять о потерянном Латвией белорусском транзите и испорченных отношениях с Минском. А можно вспомнить иные времена, когда латгальские крестьяне били русофобов, пытавшихся распространить восстание с территории нынешней Беларуси на земли, сегодня входящие в состав Латвии.
Было это более полутора столетий назад. В 1863-м году, когда на части территорий нынешних Беларуси, Польши и Литвы полыхало восстание против царской власти. На окраине этого пространства находился Даугавпилс, тогда под названием Динабурга входивший в состав охваченной пожаром мятежа Витебской губернии.
Участница акции протеста оппозиции Народный ультиматум в Минске - Sputnik Латвия, 1920, 24.05.2021
В Риге подняли бело-красно-белый флаг белорусской оппозиции
И понятно, что сторонники восстания попытались вовлечь в него Латгалию. Родившийся в селении Комбули Краславского края и владевший наследственной мызой под Динабургом польский революционер Леон Плятер по предложению руководителей восстания организовал небольшой вооруженный отряд.
13 апреля (по старому стилю) 1863-го года возглавляемая Плятером группа организовала в шести километрах от Краславы засаду, в которую попал правительственный обоз с оружием. В перестрелке были убиты три солдата царских войск, мятежники захватили более четырех сотен единиц огнестрельного оружия. Которым они рассчитывали вооружить местное население. Но не тут-то было.
Совершенно неожиданно для себя мятежники столкнулись с враждебным отношением к себе местных латгальских крестьян. Так на следующий после нападения на военный обоз день у селения Вишки, ныне входящем в Вишскую волость, несколько десятков крестьян попытались разоружить группу Плятера. Впрочем, безуспешно. Мятежники открыли по селянам огонь, ранив семерых.
Но 15 апреля латгальским крестьянам все-таки улыбнулась удача. Они напали на группу Плятера у станции Дубно Петербургско-Варшавской железной дороги (ныне эта станция носит название Višķi), разоружили мятежников и передали их властям. Так бесславно закончилась попытка лидеров польского восстания распространить боевые действия против царских войск на Латгалию.
Сложно сказать, что двигало латгальскими крестьянами. Судя по всему, жителям многонационального края не по душе пришлась та атмосфера русофобии, которую пытались насадить лидеры восстания.
Как заявил в эфире передачи "Оперативная проверка" российский историк Александр Дюков, труды главного идеолога восстания Кастуся Калиновского пропитаны русофобией.
В издававшейся Калиновским нелегальной газете "Мужицкая правда", главном печатном рупоре восстания, слово "москаль" употребляется 33 раза, еще три раза в неопубликованном выпуске. А в его же "Письмах из-под виселицы" слово "москаль" употребляется 22 раза. То есть всего 58 раз. И все в негативном ключе, отметил историк.
"При чем лингвистический анализ "Мужицкой правды" показывает, что под "москалями" Калиновский подразумевает не царя и чиновников, как пытались трактовать Калиновского в советское время, а именно народ. По сути, в "Мужицкой правде" Калиновский выступает в качестве русофоба", - подчеркнул Дюков.
Что ж, полтора века назад латвийские крестьяне не дали втянуть свою родину в русофобский шабаш, который явно бы не способствовал процветанию их земли.
Найдутся ли сейчас в Латвии политики, которые, как те крестьяне, смогут помешать таким как Ринкевич и Стакис в их стремлении затянуть Латвию в водоворот нестабильности? Ответ на этот вопрос покажет будущее. Хотя, возможно, он и останется риторическим.
Лента новостей
0