Треть населения Латвии считает, что через 50 лет жизнь в стране станет еще хуже. Почему?

© Sputnik / Sergey MelkonovЖители Риги идут к памятнику Свободы возложить цветы 4 мая
Жители Риги идут к памятнику Свободы возложить цветы 4 мая - Sputnik Латвия, 1920, 19.11.2021
Подписаться
Латвийцы хотят, чтобы страна развивалась темпами Сингапура, но реальность не соответствует ожиданиям
РИГА, 19 ноя — Sputnik. Половина жителей Латвии не верит, что через пятьдесят лет жить в стране будет лучше, чем сейчас, показал опрос центра SKDS. Политики и ученые считают, что такой пессимизм связан с тем, что латвийцы сравнивают жизнь не по принципу было - стало, а по принципу ожидания – реальность.
Проведенный в ноябре центром SKDS интернет-опрос показал, что менее трети жителей верят в то, что в 2070-м в Латвии будет лучше, 20,4% считают, что благополучие страны и населения не изменится, а 29,6% думают, что станет хуже.
Участники дискуссии на Латвийском радио 4 отметили, что если оценивать жизнь латвийцев в сравнении с тем, что было 30 лет назад, то однозначно можно сказать, что ситуация стала лучше.
Диаграммы - Sputnik Латвия, 1920, 29.04.2021
Большая неопределенность: Минфин о развитии экономики до 2024 года
"По-моему, общество по разным причинам склонно смотреть на вещи слишком пессимистично, Мне кажется, что в целом, если смотреть в масштабе 30—50 лет, мы видим, что наша жизнь становится лучше. Просто и наши горизонты все время становятся шире — в смысле, что нам хотелось бы еще лучше. Мы видим, что вот это можно, и вон то и, главное, что другие же (страны – ред.) живут еще лучше!" — объясняет член совета Латвийской торгово-промышленной палаты Гиртс Рунгайнис.
С ним согласен депутат Сейма Вячеслав Домбровский.
"Посмотрим на последние 30 лет. Если сравнивать с тем, что было, мы стали однозначно жить лучше. Насколько лучше? В разы — я имею в виду абсолютный рост доходов на душу населения. Но дело в том, что мы ожидали больше.
Признаемся все: в начале 1990-х мы ожидали больше. Поэтому те, кто настолько мудры, чтобы сравнивать с тем, что было 30 лет назад, сегодня вполне могут быть счастливы: сегодня они живут лучше. Но те, которые ожидали траектории (роста – ред.), как у Сингапура, который за 30 лет увеличил благосостояние в 30 раз, те, наверное, не очень счастливы, потому что их амбиции в жизнь не претворились", — считает политик.
Рассуждая о будущем экономики Латвии, Рунгайнис заявил, что, поскольку Латвия не хочет быть страной с дешевой рабочей силой, надо создавать продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью и продавать их благополучным странам. Для чего, соответственно, нужны люди со знаниями и навыками.
Вячеслав Домбровский считает, что для ускорения роста усилий одного частного сектора может быть мало:
"В мире есть примеры стран, которые за короткий промежуток времени смогли из третьего мира перескочить в первый. Их немного, можно сосчитать максимум на пальцах двух рук. Сингапур, Южная Корея, Япония… Если смотреть на примеры поближе к нам, это Ирландия.
Женщина на поле рапса - Sputnik Латвия, 1920, 20.03.2019
Латвийцы за 10 лет стали более счастливыми, но литовцев не догнали
Все эти страны объединяет понимание того, что частный сектор сам по себе на автономном своем ходу может обеспечить рост в районе (в зависимости от того, откуда начали) 3-4% год. Но действительно быстрый рост (тут мы говорим, думаю, минимум о 7—10% в год) может обеспечить только частный сектор в партнерстве с государством", — сказал Домбровский.
Профессор, доктор физико-математических наук и бывший ректор Латвийского университета Марцис Аузиньш предположил, что для Латвии дополнительные возможности открываются благодаря "экономике кастомизации", то есть создания товаров, очень точно приспособленных для нужд конкретного потребителя или небольшой группы.
"Возникают такие очень специфические ниши, где можно производить продукты для достаточно небольших групп людей, но очень нацеленно. Я думаю, это то направление, где Латвия со своей достаточно небольшой экономикой может найти свои очень интересные приложения", — сказал он.
Лента новостей
0