Репортаж из магазинов Риги: почему люди нервничают в очередях, а торговцы теряют оборот?
© Sputnik / Sergey MelkonovПустые проходы в торговом центре в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Подписаться
Пустынные торговые центры в первой половине дня, очереди в продуктовые магазины в вечернее время, закрытие не позднее чем за час до начала комендантского часа и повышенная тревожность некоторых покупателей – так выглядит Рига после введения локдауна
РИГА, 23 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. Отрасль торговли и потребительских услуг самая важнейшая для Латвии сфера народного хозяйства, создающая более трети совокупного годового ВВП. К сожалению, предприятия малого и среднего бизнеса (это почти 70% ритейла) не были готовы к введению очередного локдауна, который продлится в Латвии до 15 ноября.
В деловой среде царит апатия и безразличие, в среде покупателей – умеренный оптимизм и в ряде случаев повышенная тревожность. Психологи отмечают невероятную массовость когнитивного диссонанса почти всех слоев населения, более молодые, обеспеченные и образованные подвержены стрессу менее бедных людей в возрасте. Но это же не навсегда, это лишь временно?
Торговля себе в убыток
Корреспонденты Sputnik Латвия объехали ряд торговых центров, расположенных на обоих берегах Даугавы. Крупнейший в Пардаугаве торговый центр Spice развивает эстонский девелопер Kapitel – в комплекс строений в шаговой доступности от посольства США в Латвии, Марупе, рижского аэропорта и трассы в сторону Юрмалы входят два больших молла Spice и Spice Home.
© Sputnik / Sergey MelkonovТорговый центр Spice Home
Торговый центр Spice Home
© Sputnik / Sergey Melkonov
Если на левом берегу Даугавы среди торговых центров лидируют литовцы: в этом году литовский инвестор Akropolis Group в придачу к одноименному моллу в ближнем Кенгарагсе купил торговый центр Alfa в Шмерли, то правобережный эстонский торговый центр доминирует в торговле на правобережье. Стоянки тут заполнены на 80% автомобилями, в самом торговом центре намного меньше покупателей.
Очевидно, что бесплатными парковками у Spice пользуются работники офисных зданий и местные жители, но все же из каждой третьей машины пассажиры и водители направляются к дверям в моллы. Между ними строится деревянный, по-эстонски добротный, закрытый рынок с ларьками для торговли местной продукцией, как рыбные и мясные, молочные изделия, овощи и сувениры.
"Для того и строится, чтобы торговать в локдаун. Откроется через месяц", - говорит нам прораб строительства.
Пока же на улице работает только лавка на колесах фирмы Hartvik, предлагающая качественную мясную переработку по ценам бутика Petrossian Caviar возле Эйфелевой башни в Париже. Все остальные уличные террасы закрыты.
В самом торговом центре покупателей мало, очень мало – пятая часть потока, что был на прошлой неделе. Среди якорных арендаторов центра товаров для дома закрыты помещения якорных арендаторов Cenuklubs и JUSK, дальше – работают филиалы американского и шведского банков, и снова темные витрины. Еще один крупный арендатор Elkor, контролируемый бывшим банкиром и столпом рыночного капитализма в Латвии, на время локдауна напоминает о себе только логотипом.
Ситуация всего за неделю очень резко изменилась, парадокс – некоторые торговцы с локдауном получили возможность продавать. Ранее правительство Кариньша ввело сложную систему дефиниций, когда в "красную" зону торговых центров могли входить все без исключения, включая вероятных носителей вируса COVID-19.
© Sputnik / Sergey MelkonovМужчина у рижской аптеки
Мужчина у рижской аптеки
© Sputnik / Sergey Melkonov
Всем без исключения были доступны супермаркеты, аптеки и сервисы. Но в "зеленую" зону, объявленную безопасной, могли войти только покупатели с сертификатом, свидетельствующем, что они переболели или прошли вакцинацию. Это привело к появлению металлических заборов, пропускной системы верификации на входе и т.д. Это не было для торговцев удачным решением, клиент почти не шел, часть магазинов закрылись до лучших времен.
Вряд ли локдаун можно отнести к ним, хотя, например, дилер айфоновской продукции iDeal стал теоретически более доступным, и часть магазинов открылась именно сейчас в локдаун.
"Не лучшие времена точно… Торгуем себе в убыток", - говорит продавщица крошечного сетевого магазина Don Gastronome, торгующего продуктами и напитками из Испании. Как рассказала она нам, в каждом случае владельцы магазинов принимали решение сами – закрыться или остаться на плаву.
Здесь есть такой момент, что часть ритейлеров может претендовать на средства из нового экстренного государственного локдаун-фонда: кабинет министров Кришьяниса Кариньша зарезервировал 200 миллионов евро на компенсации предприятиям в связи со спадом оборота, или нулевыми продажами.
Многие торговцы решили, извините, просто не париться, и эти магазины откроются, возможно, только 15 ноября после снятия мер локдауна. Если ситуация изменится, возможно, позже или никогда – поставщики тоже устали от отсрочек платежей в связи с форс-мажорами.
Низкая ликвидность создает благотворительность
В коридорах Spice самая большая активность – в районе гипермаркета Rimi. Судя по свободным тележкам и корзинкам и отсутствию очередей утром и днем (примета локдауна: вечером перед комендантским часом все магазины осаждают длинные, нервные очереди рижан, - прим. ред.), магазин заполнен едва ли треть.
Даже с учетом того, что норма на покупателя – 25 квадратных метров, потребителей в гипермаркете мало. Мы немного улучшили статистику торговца, приобретя тыкву и помидоры – к слову, ценник на бананы теперь так же космически высок, как до "банановой войны" с Lidl.
© Sputnik / Sergey MelkonovЗакрытый на период локдауна магазин Cenuklubs
Закрытый на период локдауна магазин Cenuklubs
© Sputnik / Sergey Melkonov
Война окончилась, цены выровнялись, хотя у немецкого ритейлера они все же ниже. В случае работы сетей супермаркетов и магазинов, ассортимент которых по правилам локдауна, должен состоять на 70% из продуктов питания, они сейчас получают конкурентные преимущества. Ведь деятельность всех магазинов, например, строительных материалов, одежды, как K-Rauta, Elkor, и так далее остановлена полностью.
Например, сегмент продовольствия и напитков в сети строительных магазинов и товаров для дома, интерьеров и ремонта Depo занимал около 10% вместо положенных 70%. Из-за введенного локдауна в сети не раскуплены продукты питания, цветы и корм для животных, сроки годности которых заканчиваются до 15 ноября. В связи с этим торговцу будут нанесены убытки в размере 900 тысяч евро, в частности, в ближайшие три дня ритейлер планирует списать еду на сумму 42 тысячи евро.
Чтобы не выкидывать продукты, торговая сеть хочет их пожертвовать, призвав благотворительные организации в Даугавпилсе, Валмиере, Екабпилсе, Лиепае и Риге подать заявку на получение продуктов быстрой реализации (молочные продукты, яйца, колбасы, хлеб, свежее мясо), написав письмо на partika@depo.lv.
© Sputnik / Sergey MelkonovТорговый ряды Центрального рынка в Риге
Торговый ряды Центрального рынка в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Не факт, что Depo получит компенсацию прямых убытков по госпрограмме, но прецедент заметный. Ничего подобного не было в прошлогоднем локдауне, когда тоталитарный запрет на продажи трусов, кастрюль и так далее, раздражал население.
Сейчас формально проще – и, откровенно говоря, возможность шопинга, даже при часовых очередях в магазины, стала отдушиной для жителей, лишенных концертов, спортзалов и любых массовых мероприятий. Покупки стали основным развлечением людей среднего возраста, не только для пенсионеров. Многие рижане напуганы штрафами, которые могут применяться за нарушение комендантского часа, и просыпаются очень рано для того, чтобы занять очередь в магазин – например, в новый Lidl в микрорайоне Золитуде.
"Вчера взял кусочек свиного рулета, в вакуумной упаковке, где-то 2 евро, очень вкусная на бутики. Сгущенки взял двух видов: простая и вареная, по 85 копеек баночка. Очень тоже вкусная, взял свой любимый творог 9% по 1,49 € за 500 граммов. Пиццу захотел взять другого вида, по 1.19€, но передумал, взял два чизбургера за 1.99€ за две штуки, надо в духовке разогревать.
© Sputnik / Sergey MelkonovМолочный павильон Центрального рынка в Риге
Молочный павильон Центрального рынка в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Лучше бы не брал, вкус никакущий. Взял болванку сыра 350 грамм за 1.79€. Забыл еще очень вкусные творожные сырки. Вот именно сырки – а не "творожный десерт" по 13 центов, в котором рапсового масла больше чем творога. Ну так вот они стоят по 29 центов, это их постоянная цена. У меня только три любимых вида, которые постоянно покупаю это с кусочками мармелада, с белой глазурью и сушеной малиной и с начинкой из малинового варенья. Все эти вкусняхи по 29", - говорит Алексей, живущий в Золитуде и предпочитающий очень ранние очереди.
Многие рижане, как Алексей, сделали разумные выводы из предыдущего локдауна и все необходимые для автономного выживания вещи приобрели заранее – носки, прокладки, лампочки и свечи на всякий случай. 95% продаж сегодня – это еда. И напитки, включая алкогольные – потребление резко увеличилось.
В алкомаркетах Spirits&Wine и Kabinets стабильные очереди. Дело было вечером, делать было нечего. Подобная же ситуация сегодня – во всех торговых центрах и магазинах страны. Минимум потребителей днем, а прохожие без масок на лице, кашель клиента вызывают легкую тревогу у окружающих. Очереди в центры вакцинации на территории торговых центров – это самый сегодня популярный сервис в Риге.
Пожилые люди чувствуют дискриминацию и обиду
В молле Сеntrs на Аудею в Старой Риге кафе популярной сети бакалеи Sala продают свежую выпечку только навынос, а рядом в корейском магазине сети Drogas одиноко скучают продавщицы. Стендов, сообщающих об эпидемии и дезинфекторов для рук, в этой галерее сейчас больше, чем покупателей.
Работники служб курьерской доставки Wolt и Bolt, которым униформа и термоящики дали право беспрепятственно передвигаться по улицам даже после наступления комендантского часа, подходили за заказами в соседние рестораны.
© Sputnik / Sergey MelkonovМолочный павильон Центрального рынка в Риге
Молочный павильон Центрального рынка в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Впрочем, очень многие предприятия закрыты, не работая на вынос. Заказы курьерской доставки Barbora литовской розничной сети Maxima можно оформить только на середину следующей недели. Курьеров не хватает, в частности, это создало очереди в новые немецкие магазины в Латвии.
Отдельно от всех стоит Рижский центральный рынок – АО, принадлежащее самоуправлению Риги. Здесь преимущество – в ярмарочной системе, возможно поторговаться, округлив в свою пользу цену пакета салаки или ведра картофеля. Открыты все торговые места, по ощущению, многолюдно. Продавщица сыра принимает нас за англоязычных туристов и пытается продать латвийский чеддер на ломаном языке Шекспира. Перешли на пушкинский, разумеется.
"Очень плохие продажи – спад на 60% по сравнению с прошлой неделей, когда не было локдауна. Я сужу по своей выручке и количеству покупателей, их меньше больше, чем наполовину. Вы первый покупатель за десять минут и вам скидка", - говорит женщина в белом фартуке. Уличная торговля идет как встарь, в предложении до сих пор латвийские лисички и цидония. Мы купили ананасовых яблок местного произрастания, лучшие и очень вкусные. В целом торговцы рынка настроены скорее.
© Sputnik / Sergey MelkonovВ магазине Rimi начались продажи рождественских товаров
В магазине Rimi начались продажи рождественских товаров
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Продержимся до середины ноября, а там будем закрываться, зимой поток покупателей слабее. Ранее, при директоре рынка от Рижской думы Андриса Морозове 50 тысяч, а в уик-энд – 70 тысяч покупателей в день, при Артисе Друвниексе людей уже меньше. А весной прошлого года началась пандемия и председателей правления рынка уже не назначают, и все хуже продажи. Чем хуже продажи, тем ниже честность продавцов – обвесы, обсчеты, чаще продаются чуть подпорченные товары. Сейчас забили гвоздь в крышку гроба – в связи с локдауном правительство Кариньша и Рижская дума отключила от бесплатного проезда рижских пенсионеров. Они еще по советской традиции основной сегмент покупателей тут, им хочется все проверить, побеседовать с торговцами. Сейчас эти бабушки с отключенными талонами на автобус остались дома, и рынок пошел вниз", - говорит одна из торговок молочно-бакалейного павильона.
Безусловно, ликвидация бесплатного проезда для пожилых жителей Латвии не улучшит рейтинг правительственной коалиции. Мы даже не решаемся привести критические эпитеты, которые сейчас применяют и русские, и латышские пенсионеры в адрес господина премьер-министра Кришьяниса Кариньша.
Атмосфера раздражения, страхов и нелояльности в обществе сгущается, и этот стресс населения не удастся заглушить спиртными напитками и повышенным потреблением деликатесов из битком набитых Lidl и полупустых Sky и Stockmann. Остается лишь надеяться, что результата локдауна окажутся все же положительными.