Фактор пфеннига: жители Латвии осаждают магазины Lidl
16:19 07.10.2021 (обновлено: 12:34 26.10.2021)
© Sputnik / Sergey MelkonovОткрытие супермаркетов сети Lidl в Риге вызвало ажиотаж у рижан и очереди у магазинов
© Sputnik / Sergey Melkonov
Подписаться
Cеть розничной торговли Lidl Latvija открыла первые 15 магазинов, покупатели занимали очередь еще затемно
РИГА, 7 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. "Партнеры хотели видеть больше германских инвестиций в Латвии. И вот мы - Lidl - один из крупнейших продуктовых ретейлеров в мире, открываем свои магазины!" - торжественно рассказал посол Германии в Латвии Кристиан Хельт на открытии супермаркета в рижском микрорайоне Межциемс. Безусловно, это самое ажиотажное событие осени в экономике Латвии.
Сотни людей – пожилых и небогато одетых, много молодежи. Разделительные барьеры и шлагбаумы перед входом, контролирующие движение очереди. Полиция следила за порядком на месте массового скопления людей и соблюдением мер эпидемиологической безопасности. Очередь людей в медицинских масках спокойно змеилась и втягивалась в стеклянные двери. Позитивные эмоции на лицах, масштабные планы покупок и нетерпение, когда же двери магазина откроются – все это сегодня наблюдалось на открытии магазинов Lidl.
Об открытии сети с ее низкими ценами на многие продукты, на 20-30% дешевле, чем на полках конкурентов, Sputnik Латвия писал неделю назад - предприятие до последнего старалось держать в тайне дату одновременного открытия 15 супермаркетов, но внутренние утечки информации несколько скомкали линейные маркетинговые планы.
© Sputnik / Sergey MelkonovТоржественное открытие магазина Lidl в Риге
Торжественное открытие магазина Lidl в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
В Латвии дороже, чем в Англии. Было
"Любопытно, а если откровенно, почти половина доходов в нашей семье уходит на продукты. В Латвии очень дорогие продукты, потому что государству и торговцам негде больше денег взять. Но немного раздражает, что в богатых Штутгарте и Лондоне я всегда покупал продукты дешевле, чем в нашем бедном маленьком государстве", - говорит Агнис. Он житель Межциемса, долгое время работавший в Великобритании и Германии строителем, а в прошлом году вернувшийся в Ригу, – уже был знаком с ассортиментом Lidl и считает цены в новой латвийской торговой сети адекватными.
© Sputnik / Sergey MelkonovПосетитель магазина Lidl покупает упаковку томатного сока по 33 евроцента
Посетитель магазина Lidl покупает упаковку томатного сока по 33 евроцента
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Как ни пойдешь даже в дешевую Maxima, оставляешь на кассе почти десять евро. Молоко и яйца по евро, разве это нормально? Спасибо немцам, теперь станет получше", - говорят пожилые супруги, пришедшие на открытие межциемского магазина одними из первых, встав в очередь еще в 7 часов утра. К слову, инфраструктура розничной торговли в Риге и других крупных областных городах гипертрофированно развита. Столько магазинов, сколько в Латвии, нет в Бельгии и Австрии, и это особенности национального рынка. Формат Lidl пока – это не магазины шаговой доступности, но люди готовы ехать и идти за несколько километров ради экономии.
"Два евро экономии при покупке на десятку – я довольна. Это 60 евро в месяц минимум, да за такие деньги я лучше дополнительно заправлю машину", – улыбается Наталья, выходя из магазина и подходя на стоянку к своему новому белому внедорожнику KIA. Тезис о "дешевых покупках для бедных людей" в определенной степени стереотип классового общества потребления. В Латвии, да и в любой другой стране современного открытого рынка потребители розничных товаров в категории, близкой к премиум-классу, и люди с покупками в средней-низшей ценовой категории смешиваются в очереди к 15 кассам германского магазина в Межциемсе и на других объектах этой сети. Наверное, это и есть демократия, когда социальный запрос общества оказался удовлетворен.
© Sputnik / Sergey MelkonovЖенщина у стенда с сырами в магазине Lidl
Женщина у стенда с сырами в магазине Lidl
© Sputnik / Sergey Melkonov
Сеть Lidl сегодня насчитывает более 11 тысяч магазинов по всей Европе площадью 800–1500 квадратных метров и была основана как предприятие оптовой торговли продуктами питания в Германии в то время, когда экономика страны максимально быстро росла. Начало бизнесу было положено в 1930 году; после гитлеровского переворота (отметим, что политика нацистов здесь как раз остается за скобками - прим. авт.) за десять лет Йозеф Шварц превратил компанию в значительное предприятие на рынке оптовой торговли продуктами питания. После войны и поражения нацистского рейха, денацификации и т. д. компанию удалось возродить благодаря плану Маршалла, а с 1977 года сын основателя Дитер Шварц стал развивать дисконтную торговлю продуктами питания. В то время ФРГ не входила в еврозону, до крушения Берлинской стены и объединения с ГДР оставалось еще много лет, но герр Шварц сделал ставку на суперскидки.
Ниже хоть на пфенниг – модель продаж в сегменте максимально низких цен сработала в Германии. И точно так же вслед за германскими "весси" и "осси" (хотя вьетнамские, китайские и арабские магазины в Западной Европе часто торгуют дешевле, чем дискаунтеры Lidl, Aldi и Tesc - ред.) этикетки с низкими ценами появились в странах экспансии в бывших социалистических странах Восточной Европы. Фактор пфеннига здесь особенно четко работает.
© Sputnik / Sergey MelkonovПолки с алкогольной продукцией в магазине Lidl
Полки с алкогольной продукцией в магазине Lidl
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Настоящее немецкое качество!"
В Межциемсе - дорогой магазин "Скай" и почти напротив него через улицу большая литовская Maxima, в двух кварталах в сторону Улброки – огромный гипермаркет Rimi и с прошлого года работает "Икея" и торговый центр "Сага". Авторы Sputnik Латвия посетили церемонию открытия магазина на улице, названной в честь бывшего рижанина и кинорежиссера Сергея Эйзенштейна вместе с послом Германии в Латвии Кристианом Хельтом, министром благосостояния Гатисом Эглитисом, заместителем председателя Рижской думы Вилнисом Кирсисом и председателем правления Lidl Latvija Якобом Йозефсоном.
Перерезавший символическую ленточку на входе в супермаркет посол ФРГ в Латвии был очень благожелателен. "Наши латвийские партнеры часто говорят, что хотели бы видеть больше германских инвестиций в Латвии. И вот мы - Lidl - один из крупнейших продуктовых ретейлеров в мире - открываем свои магазины. Я думаю, что некоторых из тех, кто с нетерпением ждал этого момента, можно найти в посольстве Германии", - заявил Кристиан Хельт.
© LidlСреди огромного ассортимента магазина Lidl нашлось место и для латвийских продуктов
Среди огромного ассортимента магазина Lidl нашлось место и для латвийских продуктов
© Lidl
Спустя еще небольшое время двери наконец открылись, впуская в магазин замерзших покупателей. Цены действительно низкие. Ценники Lidl заставили литовских и шведских конкурентов включиться в маркетинговую акцию, показывающую потребителям, что и Maxima с Rimi в Латвии в общем-то тоже предлагают не менее выгодные цены. Этот краткий момент, а ультрадешевые предложения уже в октябре исчезнут у всех, кроме 15 супермаркетов немецкой сети, запомнится как банановая мини-война торговцев.
"Настоящее германское качество!" - довольно заметил один из покупателей, выходя из магазина с набитым пакетом. Новый ретейлер уже работает с такими поставщиками из Латвии, как крупнейший производитель молочной продукции Food Union и рыбоконсервный завод Kaija. Местных поставщиков уже около 20, но сложность тут в том, что крупных производителей пищепрома в Латвии мало. Сеть ищет поставщиков латвийских овощей и фруктов, закупщики Lidl демонстрируют полную открытость к предложениям, и ассортимент на полках будет расширяться.
© Sputnik / Sergey MelkonovСотрудница магазина Lidl помогает покупателю на кассе
Сотрудница магазина Lidl помогает покупателю на кассе
© Sputnik / Sergey Melkonov
Собственно, существенный минус Lidl на данный момент один – это отсутствие системы онлайн-заказов и собственной службы доставки. Но это тоже вопрос времени и кадров. При остром дефиците рабочей силы в Латвии, включая даже неквалифицированных рабочих, – а согласно официальному релизу, Lidl Latvija обеспечил 2000 новых рабочих мест, обучая кассиров, работников зала и т. д. с марта этого года, также вопросом ближайшего времени является расширение торговой сети, когда формат ретейлера станет ближе к концепции магазинов шаговой доступности. Нет германских магазинов, например, в районе Агенскалнс – Торнякалнс, но и это вопрос времени. В Литве с 2016 года построено 54 германских магазина. Бесспорно, увеличение конкуренции на местном рынке стоит рассматривать как очевидный плюс Lidl. Это в первую очередь оценили потребители, большие очереди там до сих пор не исчезают.
© Sputnik / Sergey MelkonovПокупатели проходят у стенда со знаменитыми бананами, ставшими символом прихода сети Lidl в Латвию
Покупатели проходят у стенда со знаменитыми бананами, ставшими символом прихода сети Lidl в Латвию
© Sputnik / Sergey Melkonov