Беженцы в Латвии: крадут еду и пугают местных жителей больше, чем медведи

© Sputnik / Sergey MelkonovДорожный знак "Приграничная зона" на дороге ведущей к российской границе
Дорожный знак Приграничная зона на дороге ведущей к российской границе - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Подписаться
Корреспондент Sputnik проехал по приграничным районам Латвии: местные жители запуганы - на ночь запирают дома на все засовы и боятся ходить в лес за грибами
РИГА, 21 авг — Sputnik, Алексей Стефанов. Как только в Латвии был введен режим чрезвычайной ситуации в приграничных с Беларусью районах из-за наплыва нелегальных мигрантов, премьер-министр Кришьянис Кариньш сделал заявление, что граница между двумя странами фактически закрыта.
Корреспондент Sputnik проверил на месте, удалось ли остановить поток беженцев или лазейки все-таки остались.

Подлечили и вернули пограничникам

Протяженность латвийско-белорусской границы – 173 километра. Это уберегло Латвию от миграционного кризиса, разразившегося в Литве, где до разрешения применять против беженцев спецсредства и не впускать их в страну, были устроены палаточные лагеря на четыре с лишним тысячи человек. У соседей, правда, и протяженность границы с Беларусью почти 700 километров – ловить и отправлять беженцев назад сложнее.
Но кризис все равно докатился до Латвии – нарвавшись на закрытую литовскую границу, беженцы изменили курс и стали просачиваться через латвийскую. Как итог – правительство решило ввести режим чрезвычайной ситуации в приграничных с Беларусью районах, привлечь к охране границ армию и спецподразделения полиции, и также перехватывать группы беженцев из Ирака, Сирии, Афганистана и Африки, чтобы отправлять их назад в Беларусь.
Задержанные мигранты на белорусско-латвийской границе в районе Ворзова - Sputnik Латвия, 1920, 12.08.2021
Беженцы начали забираться в дома латвийцев: всех призывают быть внимательными
В эти края мы и отправились. Второй по величине город Латвии Даугавпилс встретил пустынными улицами и дождем. Латгалия давно снискала славу депрессивного региона, местные жители предпочитают жить и работать в России или Европе, а домой наведываться только пару раз в год.
Но именно здесь расположена крупнейшая региональная больница, ставшая на время пандемии центром по лечению больных коронавирусом.
"Через наше приемное отделение прошло пятеро таких пациентов, даже дети. Нам сказали, что это жители Ирака и Сирии. Но точно определить сложно – тут и языковой барьер и документов у них нет. В основном все были с подозрениями на вирусную инфекцию", – рассказал Sputnik директор Даугавпилсской региональной больницы Григорийс Семеновс.
Может показаться, что они симулировали, но нет, добавляет он. Состояние у пациентов не было тяжелым, однако "осень уже стучится в двери, а они там бродят по лесам, спят почти на земле, поэтому без простуд и вирусов не обойдется, сейчас пробуждение сезонных заболеваний".
"Мы их прокапали, обследовали, пролечили и вернули пограничникам. Вот только одна женщина пока осталась. Но она без документов тоже – мы не понимаем, кто она, откуда, какой у нее статус", - поясняет руководитель больницы.
По словам Семеновса, появление беженцев в сопровождении пограничников в коридорах больницы вызывает беспокойство у местных жителей – люди и так напуганы разговорами о наплыве мигрантов, а тут видят их вживую. "Это скорее стереотипы, но никуда не денешься".
Куда отправляют подлечившихся нелегалов дальше, Григорийс Семеновс не знает. "С нами их дальнейшую судьбу никто не обсуждает, не консультируется. Но я так понимаю, повезут обратно в центр содержания или приграничный пункт, из которого привезли", – предполагает он.

Двое все съедали, остальные ждали

"Да не нужна им Латвия, делать им тут абсолютно нечего: репродуктивное население женское у нас давно за границей, хочешь заработать хорошую пенсию – нужно становиться депутатом Сейма, климат у нас холодный, менталитет совершенно другой, социальные гарантии – 11 евро на ребенка, да кто тут останется? Беженцы используют нас только как перевалочный пункт, чтобы уехать подальше в Европу", – уверен известный даугавпилсский журналист Роман Самарин.
© Sputnik / Sergey MelkonovЖурналист Роман Самарин
Журналист Роман Самарин - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Журналист Роман Самарин
По своим каналам, в том числе на уровне руководства города, он пытается узнать, есть ли в Даугавпилсе беженцы, но никто такими сведениями не располагает. Есть только неофициальные данные, что в городе на съемных квартирах прячутся несколько семей нелегалов. Но где именно, узнать не удается.
"А еще, говорят, группу нелегалов видели в поселке Лауцесе под Даугавпилсом, они там кого-то обворовали", – подсказывает направление Самарин.
Выезжаем за город, и через несколько километров паркуемся возле гостевого дома Pie vecā kalēja ("У старого кузнеца") – это комплекс двухэтажных домиков за общим забором с большой территорией. На углу магазин.
© Sputnik / Sergey MelkonovЗдание магазина в поселке Лауцеса, рядом с тем местом, где мигранты ограбили гостевой дом
Здание магазина  в поселке Лауцеса, рядом с тем местом, где мигранты ограбили гостевой дом - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Здание магазина в поселке Лауцеса, рядом с тем местом, где мигранты ограбили гостевой дом
"Ой, да – это у нас случилось. Как рассказали постояльцы, они были на втором этаже и заметили, что на первый залезли двое мужчин темной наружности и сразу – в холодильник. Они и на месте ели продукты, и набрали с собой, на улице их ждала группа таких же людей. Говорили, что человек двадцать их было. Постояльцы, конечно, испугались, позвонили хозяину, тут потом такое началось – полиция, пограничники… Но нелегалы сбежали, задержать их не успели", – рассказала агентству Sputnik продавщица.
© Sputnik / Sergey MelkonovВъезд на территорию гостевого дома у старого кузнеца, где мигранты ограбили постояльцев
Въезд на территорию гостевого дома у старого кузнеца,  где мигранты ограбили постояльцев - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Въезд на территорию гостевого дома у старого кузнеца, где мигранты ограбили постояльцев
Для местных жителей это настоящий триллер. Но и для гостей испытание. "Да, мы слышали об этом случае, ну а что делать, мы с мужем и детьми заранее планировали отдых. Узнали, когда уже собрались сюда ехать. Была мысль отказаться, но мы бы потеряли деньги, и отпуск был бы испорчен. Решили махнуть на все рукой и приехать", – рассказала Алина, как раз покупавшая продукты.
Виктория поведала похожую историю: "Беженцев, конечно, опасаемся, но они и сами нас явно боятся. А нас тут четыре семьи – пусть только сунутся".
А вот мнения жителей Лауцесе разделились. "Никаких беженцев нам не нужно", – сказала Инга и поспешила домой, не желая ничего добавлять.
"Да пусть хоть всю Латгалию заселят беженцами, все равно тут никого не осталось. Вот смотрите: мне 70 лет, а я до сих пор работаю – зерно сортирую. На таких работах почти никого уже не осталось, кто мог – уехал за границу, оставшиеся спились. А так хоть рабочие руки будут. Ну пусть приедут эти иракцы или афганцы и меня заменят", - на полном серьезе сказал Павелс Павловскис, всю жизнь проживший в этих краях.
© Sputnik / Sergey MelkonovЖурналист Алексей Стефанов (слева) беседует с местным жителем поселка Лауцеса
Журналист Алексей Стефанов (слева) беседует с местным жителем поселка Лауцеса - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Журналист Алексей Стефанов (слева) беседует с местным жителем поселка Лауцеса

Мы уже и за грибами боимся ходить

Едем дальше по маршруту Демене – Силене – граница с Беларусью. Вокруг заколоченные магазины, дома, в которых жизнь как будто вымерла, пустые остановки, на которых среди объявлений о покупке улиток "по высоким ценам", леса, земли, веников для бани, о продаже сена и предложении проверить здоровье выделяются цветные плакаты от Силенского отделения погранохраны Даугавпилсского управления с просьбой при появлении чужаков сразу же звонить по указанным телефонам.
© Sputnik / Sergey MelkonovДоска объявлений у остановки автобуса в поселке Демене
Доска объявлений у остановки автобуса в поселке Демене - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Доска объявлений у остановки автобуса в поселке Демене
И на центральных улицах небольших поселков почти нет людей. Редкие прохожие либо шарахаются от корреспондента Sputnik, либо наоборот – рады возможности поговорить.
"Да, есть такие сведения, что в силенских лесах гуляют беженцы, передвигаются группами до семи человек – от мала до велика. Даже вроде как фотографии выставляли в интернете люди, но в наших деменских лесах лично я не видел. Получается, если раньше мы боялись волков и медведей, то теперь еще и беженцев", – разводит руками местный житель Павел.
Он рассказывает, что люди действительно уже боятся ходить в лес за грибами, особенно в Силене, где края очень богаты на дары природы. Но они как раз и уходят в Беларусь, а "там стало совсем небезопасно".
© Sputnik / Sergey MelkonovПоселок Демене
Поселок Демене - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Поселок Демене
"Вы знаете, несколько групп беженцев уже видели в Бехове и Кумбули. Говорят, там уже и несколько хуторов вскрыли, обокрали – унесли теплые вещи, еду. Причем там целыми семьями нелегалы блуждают, вместе с детьми. Хотя пограничники активно вылавливают нелегалов. Говорят, два автобуса уже набрали и куда-то отправили", – рассказывает Анастасия, пока кормит в поле корову и быка.
По ее словам, еще лет 15 назад граница тут вообще была условной – при желании можно было незамеченным дойти до белорусского поселка Карасино, что и делали местные жители. Как сейчас обстоят дела, она не знает. До пандемии у нее была специальная виза, но сейчас срок ее действия закончился, и официально в Беларусь уже не попасть.
© Sputnik / Sergey MelkonovКорова пасется на лугу в Латгалии
Корова пасется на лугу в Латгалии - Sputnik Латвия, 1920, 21.08.2021
Корова пасется на лугу в Латгалии
"У нас все под контролем - районы патрулируются, пограничники и полицейские вылавливают нелегалов", - заверила женщина из администрации Демене, попросившая не называть ее фамилию. Но признала, что леса большие и густые, спрятаться там можно.
Однако подтвердить ее слова насчет полного контроля нам так и не удалось – за те несколько часов, которые мы были в приграничье, ни одной патрульной машины так и не встретили.
Но, возможно, все специальные службы встали живой цепью на латвийско-белорусской границе, чтобы не пускать беженцев даже на метр вглубь страны, и несли службу непосредственно в эпицентре кризиса.
Лента новостей
0