В Риге будет памятник сопротивлению советской власти. А оно было?

© Sputnik / Sergey MelkonovМузей оккупации Латвии
Музей оккупации Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 04.07.2021
Объект предусмотрено разместить в Риге на улице Радио аккурат на месте бывшей радио-телевизионной башни
Недавно мы сообщали, что Латвийский музей оккупации не довольствуется только горькими терниями прошлого, но и активно пробивает себе место в грядущем. К самому зданию музея пристроен Дом Будущего, а совсем недавно здесь было завершено возведение мемориала "Тактильная история", где оккупацию можно будет прочувствовать не только на ощупь, но и благодаря световым и звуковым эффектам.
Растет музей и вширь, у него есть филиалы, например "Дом КГБ" на углу Стабу и Бривибас (Ранее Энгельса и Ленина). А в мае наш храм оккупации объявил конкурс на создание памятного знака "Длинная фасоль". Но это не памятник сельским труженикам, как можно подумать, а монумент, посвященный протестам против советской власти во время советской оккупации.

Флаги над башнями

Объект предусмотрено разместить в Риге на улице Радио аккурат на месте бывшей радио-теле башни. В напоминание о том, как утром 5 декабря 1963 года отважный 22-летний студент Бруно Явойшс на 76-метровой вышке под боком у городского управления милиции прикрепил сшитый им самим красно-бело-красный флаг буржуазной Латвии. Представитель музея однако напомнила, что никаких репрессий не последовало и "неправильный" флаг провисел над столицей Латвийской ССР почти весь день. Власти рассердило только то, что перформанс был устроен в День конституции СССР, в связи с чем башня была украшена флагом Латвийской ССР, который студент заменил на диссидентский.
Мемориал памяти жертв коммунистического террора на станции Торнякалнс в Риге. В таких вагонах 14 июня 1941 года в самые отдалённые районы СССР вывезли 15000 жителей Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 17.04.2018
Музей оккупации передал депортационный вагон в Торнякалнсе Рижской думе
"Длинная фасоль" - это латышская народная сказка, интерпретации которой есть у разных народов (в английской версии "Джек и бобовый стебель", в итальянской - "Волшебная фасоль"). В ней главный герой забирается на небо по вымахавшему стеблю волшебной фасоли, побеждает великана и крадет у него гуся, несущего золотые яйца. Наверное речь идет о недвижимости, заводах, оборудовании и иных материальных ценностях СССР, за счет приватизации которых долгие годы кормилась латышская элита и приближенные к ней предприниматели.
Монумент высотой от двух до пяти метров должен встать на четыре бетонные опоры бывшей радио вышки, которые "незапланированно" заросли деревьями.
Таким образом власти ткут мифологическое полотно латвийской истории, благодаря которому потомки узнают, что латыши не мирились с оккупационной властью и боролись с ней всеми доступными средствами и всеми фибрами души — организовывали подпольные кружки, открыто критиковали СССР, изготавливали антисоветские листовки, распространяли нелегальную литературу, уничтожали символы советской власти, взывали к мировому сообществу и т.п.

"Однажды это нужно понять"

Между тем, несмотря на то что, как и в любой порядочной стране, в советской Латвии водились свои диссиденты, их было совсем немного и сопротивление власти не имело сколь-нибудь массовых масштабов. Намного более массовыми были демонстрации латышских трудящихся 1 мая и 7 ноября.
Пару лет назад нравственный и интеллектуальный компас латышского общества режиссер Алвис Херманис в интервью газете Diena заявил, что во время оккупации латышский народ поголовно сотрудничал с советской властью, за исключением четырех-пяти чудаков-диссидентов. Корреспондент спросил режиссера про мешки КГБ.
Проект реконструкции музея оккупации в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 26.10.2017
Музей оккупации не успевают обновить к юбилею Латвии
"По-моему, требовать открыть эти мешки лицемерно, потому что, насколько я помню из своего советского детства, весь латышский народ сотрудничал с советским режимом, за исключением каких-нибудь пяти человек, таких как Гунар Астра или Лидия Доронина-Ласмане. Все остальные, если меня не подводит память, в какой-то мере сотрудничали — выходили на демонстрации 1 мая, вступали в пионеры и комсомольцы. Я даже думаю, что так называемое сотрудничество для латышского народа в то время было единственным способом выживания. И сосланным латышам это нужно однажды понять", — ответил Херманис.
Со слов режиссера, народ дружно сотрудничал с властью советов, чтобы сохранить нацию, ее язык и культуру. Именно во время советской власти латышская культура расцвела пышным цветом. В культурном каноне Латвии процентов 75-80% произведений и достижений вышли из-под пера, кисти, резца, пюпитра и т.п. именно в советские годы.

Нужен памятник народу - строителю коммунизма

Тогда как воспринимать диссидентов? Как вредителей? И, поставим уже вопрос ребром: когда уже в Риге поставят памятник латышскому народу-строителю коммунизма?
Не пора ли поменять всю прежнюю парадигму, объясняющую существование государства? Латыши — не жертвы оккупации! Латыши — герои! Многие в 20-м столетии заблуждались насчет прелестей социализма и коммунистической доктрины. Среди них не только целые народы, но и выдающиеся мировые интеллектуалы, сочувствовавшие Советам. Люди наивно верили и в возможность построения справедливого общества. Могли заблуждаться латыши? Конечно. И заблуждались, служа советской власти не только ради номенклатурных пайков и госпремий за создание произведений в духе соцреализма. А истово и наивно веря в идеалы. И главное - таких было гораздо больше, чем тех, кто ходил с камнем за пазухой и с фигой в кармане.
Кстати, именно скульптура фиги могла бы стать отличным символом сопротивления латышей советской власти.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала