В море на "Штандарте": фестиваль живой парусной истории

© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" в Риге
Российский парусник Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Всю следующую неделю в Риге можно будет не только полюбоваться тремя историческими фрегатами, но и совершить на них морское путешествие
РИГА, 1 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. В Риге 4 июля пройдет яхтенно-исторический фестиваль, подобно которому столица не видела уже давно. В гавани столичного яхт-клуба встретятся три парусника XVI, XVII и XVIII веков. Живая история подойдет к пирсам и увезет рижских романтиков прямо в закат, под восхищенными и немного завистливыми взглядами зевак.
В Ригу пришла живая легенда русского исторического флота - фрегат "Штандарт". Это реплика первого фрегата, построенного по чертежам императора Петра I, деревянный парусный корабль с командой энтузиастов исторического парусного дела.
© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" в Риге
Российский парусник Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Российский парусник "Штандарт" в Риге
"Штандарт" участвовал в съемках более чем 20 кинофильмов и получал миллионные гонорары. Самый интересный из этих фильмов с точки зрения пандемийного времени - испанская кинолента "22 ангела" про смертельную эпидемию черной оспы, бушевавшей в Америке. Чтобы исцелить целый континент, был отправлен корабль с вакциной. Холодильников еще не было, и вакцину везли буквально в жилах детей - чтобы вакцина оставалась действующей, нужно было сделать укол одному мальчику, а через одиннадцать дней вакцину из его крови вколоть следующему. Путешествие под парусами длилось 242 дня, и 22 мальчика помогли спасти от смертельной болезни два американских континента.

Встреча на рейде

В 2016 году "Штандарт" был первым кораблем Санкт-Петербургского фестиваля "Алые паруса", а в этом году в Рижском порту встретился с латвийскими "алыми парусами" - репликой прогулочной яхты XVII века, красавицей Libava, созданной по старинным курляндским чертежам на Петрозаводской верфи.
© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" и латвийский парусник "Либава" на Даугаве
Российский парусник Штандарт и латвийский парусник Либава на Даугаве - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Российский парусник "Штандарт" и латвийский парусник "Либава" на Даугаве
Тут же родилась идея парусного фестиваля. Оказалось, что в Ригу идет еще одно историческое судно, быстроходный почтовый галиот Hiorten, созданный в шведском музее города Карлскруна и недавно приобретенный известным латвийским энтузиастом яхтенного спорта Янисом Гроте. Как только капитаны встретились, фестиваль из идеи превратился в план, который немедленно стал воплощаться.
Пока Hiorten, несколько потрепанный временем и штормами, добирается до рижской гавани, "Штандарт" и Libava встречают гостей. Желающие могут подняться на борт кораблей и сделать умопомрачительные фото в историческом антураже, а также отправиться за приключениями на закат.
© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" в Риге
Российский парусник Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Российский парусник "Штандарт" в Риге
Когда же все три корабля соберутся вместе, то целую неделю будет просто праздник какой-то. Купив один билет, можно будет посетить все три корабля, увидеть быт моряков разных столетий и всю сложность парусного управления. Романтиков, которым "увидеть" недостаточно, а надо прочувствовать, Libava и "Штандарт" увезут в море и дадут возможность покрутить штурвал и освоить азы сложной науки управления парусами. Как шутят моряки, дадут подергать за веревочки.
Libava будет осуществлять короткие, но частые прогулки по Даугаве, а "Штандарт" - увозить в море и целенаправленно обучать парусному делу. Эта феерия продлится неделю, с 4 по 9 июля, а потом российский парусник умчит по морю сначала в Таллин, а потом в Клайпеду и Щецин. Стать участником команды в этих переходах может каждый, нужна только мечта... и деньги.

Что, где, почем

"У меня как у капитана одна из самых главных проблем – как убедить людей, стоящих на причале, что сюда можно прийти матросом, -- поделился с журналистами на пресс-конференции капитан "Штандарта" Владимир Мартусь. – Пишем крупными буквами: "Штандарт" набирает команду – люди не верят. То ли считают, что это мираж, то ли полагают, что мест больше нет. На самом деле все просто – мы всегда ищем практикантов. У нас практически всегда есть места. Мы проводим недельные плавания и набираем команду волонтеров для этого. Берем и взрослых, и даже детей без родителей, начиная с 12-летнего возраста. Давать возможность молодежи прикоснуться к парусной романтике – одна из целей нашего проекта".
© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" в Риге
Российский парусник Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Российский парусник "Штандарт" в Риге
Кто-то из журналистов задает извечный вопрос об отношении к женщинам на борту – и Мартусь буквально вспыхивает.
"Терпеть не могу этой заносчивости, мол, женщине на борту не место! – говорит он. – Девушки не меньшие романтики, чем юноши. Для меня значение имеет любовь к морю, готовность трудиться ради мечты, а не половые различия. У нас в последнее время процентов 60–70 экипажа – женщины. И справляются они с морскими задачами не хуже парней".
Мартусь умело, словно мели в фарватере, обходит вопрос о цене такой поездки. А она хоть и стоит своих денег до последнего цента (клянусь якорем!), но все же далеко не бесплатна. В первые дни пребывания "Штандарта" в рижской гавани цена за полноценный шестичасовой выход в море была 75 евро с носа, теперь 100/150 евро. А недельный переход из Риги в Таллин и вовсе 649/499. Изучить все маршруты и их стоимость вы сможете на standart.ru.
Впрочем, для тех, кому очень хочется прикоснуться к живой истории, но нет на это ни времени, ни денег, есть возможность подняться на борт и сфотографироваться. Билет – 4 евро, детям – 2.
© Sputnik / Sergey MelkonovПарусник "Штандарт" в Риге
Парусник  Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Парусник "Штандарт" в Риге
Дружелюбие и приветливость – одна из отличительных черт команды "Штандарта", все они энтузиасты исторического кораблестроения и яхтинга, и абсолютно все прошли через этап, когда собираешь последние деньги на то, чтоб прикоснуться к мечте.
"Ха! – воскликнет скептик. – Да это же обыкновенная коммерция! Причем здесь романтика и волонтерство?"
И как любой циник – окажется неправ. Удовольствие владеть "Штандартом" – далеко не бесплатно. Деревянный корабль требует постоянного ремонта. За год, парусник тратит около 250 тысяч евро, львиная доля этих расходов – постоянная замена деталей корпуса и такелажа. Доходы от платных пассажиров составляют около 15% этого бюджета. Входные билеты и того меньше, несколько процентов. Основной доход дает участие в фестивалях и съемки в фильмах.

Сделать мечту своими руками

Владимир Мартусь – живая легенда российского кораблестроения. Он почти на голом энтузиазме с группой таких же фанатиков создал самый большой деревянный корабль, построенный на российских верфях. Крупнее в российском парусном флоте только "Седов" и "Крузенштерн", сделанные в Германии, и парусники "Мир", "Паллада" и "Херсонес" польской постройки.
Постройка фрегата – сама по себе воодушевляющая и удивительная история. Получивший образование в кораблестроительном институте Мартусь буквально с детства горел желанием делать парусники. Первым его большим опытом была реплика первой петровской шхуны "Святой Петр". Потом, загоревшись идеей построить настоящий фрегат, Владимир продал шхуну и на вырученные деньги начал строить новую мечту.
© Sputnik / Sergey MelkonovПарусник "Штандарт" в Риге
Парусник  Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Парусник "Штандарт" в Риге
Исторический фрегат Петра I был выстроен за год из сырой сосны и ходил под парусом всего 15 лет, потом еще 12 лет стоял на пристани на положении музея, а после и вовсе сгнил и был разобран на доски. Нынешняя реплика "Штандарта" строилась шесть лет. В корабельный скелет (шпангоуты) был положен хорошо высушенный дуб, обшивка корабля сделана из лиственницы – это идеальная древесина для кораблестроения.
Чтобы получить дубы, договаривались с лесничествами – брали упавшие деревья, делали из них историю. Подгнившая древесина отсекалась, здоровая шла на корабельные ребра. Пилили самостоятельно, при 25-градусном морозе, аккурат по кораблестроительным традициям XVIII века. Каждая доска на фрегате вырезана руками команды, каждый кованый гвоздь выкован этими же энтузиастами-корабелами.
Для команды это судно не бизнес-проект, а воплощенная сказка под парусами. И прикосновение к этой мечте – окрыляет.
© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" в Риге
Российский парусник Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Российский парусник "Штандарт" в Риге
Нынешнему "Штандарту" уже 21 год, по меркам возраста деревянных кораблей – большой срок. Но недавно в Португалии был произведен капитальный ремонт, и примерно 40% деревянного корпуса заменены. Владимир Мартусь надеется, что корабль будет служить еще долго, ведь ныне такие корабли живут и 100 и 150 лет. Главное, чтоб люди хотели его сохранить, сберечь как реликвию, свою мечту о романтике дальних плаваний под парусами.

Рига – город корабелов

Рига на протяжении веков была стратегическим портом корабелов - здесь торговали древесиной. Конечно, это не только местная, но и российская древесина, исторически пользующаяся большим спросом в Европе. Купцы, торговавшие деревом, сказочно обогащались.
Другим немаловажным продуктом, переправлявшимся через Ригу, раньше была пенька. Пеньковые корабельные канаты в море изнашиваются за несколько месяцев, и каждый корабль возил с собой тонны запасного такелажа. Значительная часть этих веревок была переправлена в Европу через Ригу.
© Sputnik / Sergey MelkonovРоссийский парусник "Штандарт" в Риге
Российский парусник Штандарт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 01.07.2021
Российский парусник "Штандарт" в Риге
Российский император Петр I, заказчик исторического "Штандарта", получив власть над Ригой, столкнулся с тем, что доставшийся ему богатый торговый город остался практически без парусов – шведский флот увел все корабли и потопил все лодки.
Петр подарил Риге двенадцать кораблей, выпущенных со стапелей российских верфей, для торговли с Европой, тем самым открыв новую страничку торговли древнего города. Глядя на очертания "Штандарта", вполне можно представить и рижские суда XVIII века, выпущенные той же школой мастеров корабелов.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала