Сейм покусился на аппетиты Службы финансовой разведки

Евро - Sputnik Латвия, 1920, 13.05.2021
Подписаться
Комиссия Сейма поддержала две поправки, которые прекратят практику тотального замораживания средств при малейших, зачастую ничем не обоснованных подозрений
РИГА, 13 мая — Sputnik. С момента резкого ужесточения законодательства Латвии в области борьбы с отмыванием средств началась "пандемия", по масштабам не уступающая COVID. А именно: активное замораживание денег на счетах физических и юридических лиц под предлогом борьбы с отмыванием средств, добытых преступным путем, пишет газета "Сегодня". Однако недавно в Сейм поступили поправки, ограничивающие аппетиты Службы финразведки.
Посол США Джон Лесли Карвайл, министр финансов Латвии Янис Рейрс и глава Службы финансовой разведки Илзе Знотиня на подписании соглашения об оказании технической помощи в борьбе с отмыванием денег - Sputnik Латвия, 1920, 03.05.2021
Вопросы философии. Почему в Латвии отнимают деньги из других стран?
Ужесточение законодательства в сфере борьбы с теневыми капиталами привело не только к оттоку нерезидентских денег, но и к тому, что счета стали закрывать или отказывать открыть уже и многим латвийским резидентам. Уже и банкиры признают, что нынешнее законодательство по борьбе с отмыванием средств делает нашу финансовую систему неэффективной. Читай: непривлекательной для инвесторов.

Спешные поправки

Удивительно, но факт: после того как чрезмерно жесткое законодательство раскритиковали даже министры, в парламент поступили новые, еще более жесткие поправки в закон о предотвращении отмывания средств, добытых преступным путем, и предотвращении финансирования терроризма. Поправки чиновники Минфина хотели провести в срочном порядке, то есть в двух чтениях и фактически без дискуссий. Но пристальное внимание массмедиа к этим поправкам заставило депутатов "передумать", и теперь предложения обсуждаются в обычном режиме — в трех чтениях.

Заморозить средства станет труднее?

Более того, парламентарии решили ограничить крайне широкие права Службы финансовой разведки. Комиссия Сейма поддержала две поправки, которые прекратят практику тотального замораживания средств при малейших, зачастую ничем не обоснованных подозрений. Первая поправка даст право физическим и юридическим лицам обжаловать решение о замораживании денег следственному судье. Вторая - обяжет Службу финансовой разведки в случае принятия решения о замораживании средств предоставить подробное обоснование такого шага. Это значит, что одних подозрений, без каких–либо фактов, для замораживания средств будет недостаточно.
Как следует из отчета, который предоставила Сейму руководитель Службы финансовой разведки Илзе Знотиня, за последние три года СФР выдано распоряжений на арест на счетах банков средств на общую сумму 876,87 миллиона евро. При этом по 196 распоряжениям в 2018 году было заморожено 101,48 миллиона евро, по 362 распоряжениям в 2019 году – уже 345,98 миллиона евро, а в 2020 году был поставлен рекорд – 440 распоряжений на общую сумму 429,41 миллиона евро.
В прошлом году служба получила от финансовых организаций и других субъектов закона 4833 сообщения о подозрительных сделках, из которых 4313 (89,2%) было отправлено на дальнейшую углубленную проверку. Для сравнения, Знотиня отметила, что, когда она только возглавила службу двумя годами ранее, на углубленную проверку отправлялось всего около 20% сообщений. Служба в течение прошлого года подготовила 235 сообщений для правоохранительных органов.
Лента новостей
0