Никто не забыт: за братскими могилами в Юрмале ухаживает местная школьница

© Владимир Дорофеев / Sputnik ЛатвияБратское кладбище в Предайне
Братское кладбище в Предайне - Sputnik Латвия, 1920, 09.05.2021
Подписаться
Кто-то по весне чистит свой шкаф от лишних вещей, а латвийская школьница Мария Донникова с папой – братские могилы. Казалось бы, какое дело живым до чужих мертвых?
РИГА, 9 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. В Латвии заботиться о братских могилах принято, мы просто помним о войне и ее жертвах. Почему же я выбрал героем своего рассказа Марию? Так вышло, что позвал меня с ними мой друг, ее папа, а рассказала больше интересного – она. Да и приятно осознавать, что молодежь разделяет твои ценности.
В этом году, Маша с папой обновляют братское кладбище в Предайне. Вообще-то в Юрмале 5 братских кладбищ, и Донниковы присматривают за каждым. Но это для них особое – здесь похоронен друг их деда и отца, фронтовика прошедшего всю войну. Кладбище это небольшое, похоронено всего 44 человека.
На большинстве памятных знаков русские имена и фамилии. На восьми значится надпись: "Неизвестный". Эти камни особо ухожены – Маша постаралась. Маша – дочь Бориса Ивановича, уже который год сопровождающая его в кладбищенских субботниках. Неизвестные вызывают особую грусть у школьницы.
© Владимир Дорофеев / Sputnik ЛатвияБратское кладбище в Предайне
Братское кладбище в Предайне - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Братское кладбище в Предайне
"Это так несправедливо, они отдали за нас жизни, а мы даже их имен не знаем, – говорит Маша, смахивая с могилы случайную сосновую иголку. – Я все понимаю, на войне было много людей и много смертей, некоторым даже кладбища не досталось. Был хороший парень, воевал как все, а как зовут его - никто и не помнит. Те, кто помнят, сами полегли. И, наверное, мама у него дома была, может даже девушка ждала, не дождалась, а он лежит здесь, неизвестный. Они к нему даже приехать не могли".
Маша пшикает средством от плесени на табличку и тщательно трет жесткой щеткой камень. Камень медленно меняет грязь забвения на блеск новизны.
"Мы тут с папой, когда другое кладбище чистили, латышских стрелков с Первой мировой, так там жуткая история случилась, – рассказывает Маша, сдувая с щеки непослушную прядь. – Там на кладбище 80 стрелков похоронено, и одна старушка-мать. Бойцы зимой были похоронены, когда рождественские бои были, и они все полегли. А старушка спустя несколько лет приехала, отдать память сыночку. И одна на кладбище осталась. И так и умерла на могиле сына, ее только на утро нашли. Ее рядом похоронили, теперь вместе лежат. Знаете, трогательная такая история. Так-то в суете забываешь о мертвых. Пока среди них не оказывается тот, без кого и жизнь не жизнь. Она ведь не воевала, мама этого стрелка. А тоже выходит жертва войны".
© Владимир Дорофеев / Sputnik ЛатвияМаша с папой ухаживают за могилами неизвестных солдат на братском кладбище в Предайне
Маша с папой ухаживают за могилами неизвестных солдат на братском кладбище в Предайне - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Маша с папой ухаживают за могилами неизвестных солдат на братском кладбище в Предайне
Могилу своего деда Ивана Фроловича Донникова, который был танкистом на фронте, Маша с папой убирают каждый год также тщательно, как могилы неизвестных.
"Понимаете, они же здесь защищены. Это общая память, ее пока не устранят, даже если и могила неряшливо выглядит. А могила на обыкновенном кладбище запущенной выглядеть не может. Иначе на ее месте появится другая. Там не будут разбираться танкист там похоронен или летчик. Герой войны или гражданский. Если не убирают – значит никому не нужен ни он, ни память о нем. Я видела уже такое – был памятник заросший кустами, на нем было старое фото мужчины с медалями. Потом фото отвалилось, кусты совсем закрыли могилу, а потом на его месте новая могила появилась. Там теперь не герой войны, другой человек лежит. Тот, о ком память еще не стерлась.
© Владимир Дорофеев / Sputnik ЛатвияШкольница Маша Донникова чистит таблички на братском кладбище в Предайне
Школьница Маша Донникова чистит таблички на братском кладбище в Предайне - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Школьница Маша Донникова чистит таблички на братском кладбище в Предайне
В этом году Маша с папой решили обновить это кладбище капитально. Не только убрать опавшие иголки и подмести мусор. Но обновить звезды золотой краской, да почистить таблички. А это уже совсем другие усилия.
"Это так удивительно, мы пережили такую страшную войну, и многие ничего не помнят, – недоумевает Маша. – Ведь так много людей пострадало. У нас в Латвии во время войны умер каждый четвертый. А сколько пострадало и не перечесть. Вот нашу бабушку нацисты забрали на принудительные работы. Просто арестовали на улице, сообщили, что теперь она будет трудиться во славу рейха. Заставляли бесплатно работать и жить в бараках. А дедушка всю войну на танке прошел. У него вообще вся семья добровольцами воевать пошла, и отец, и братья, и даже сестра в медсанбат. Я их никого не застала, мне папа рассказывал. Но я иногда представляю, а вот случись сегодня такая беда, многие ли из моих одноклассников пойдут рисковать жизнью за других?".
На какое-то время Маша замолкает, и только ожесточенно соскребает мох, с очередной могилы неизвестного.
© Владимир Дорофеев / Sputnik ЛатвияБратское кладбище в Предайне
Братское кладбище в Предайне - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Братское кладбище в Предайне
"Вот этот парень, он за что сражался? – риторически вопрошает Маша. - Должна же была быть причина, по которой он пошел убивать и умирать? Увидел он как горит его дом, и как на его земле хозяйничают враги? Понял ли он что не может больше оставаться в стороне, только когда враги пришли в родной город, или записался на войну сразу же, не дожидаясь пока враг начнет бомбить родные места? А может его призвали, и он не хотел вообще воевать, может он хотел сделать в жизни что-то важное и не успел? Может человечество с его гибелью потеряло что-то важное, невосполнимое? Вспоминали ли его родные после войны? Или может он пошел воевать, потому что враги уничтожили всю его семью?
Когда мы уходим, кладбище чисто и опрятно. Дело сделано. На душе – умиротворение от выполненного доброго дела. Но, понятно, что это не навсегда. Что для того чтобы кладбище выглядело опрятным, его надо будет обновлять каждый год. А через лет пять шесть снова почистить таблички. Хорошо, что есть школьники, для которых это тоже важно.
Лента новостей
0