Митинга нет, мы просто гуляем: как антимасочники в Риге отметили День независимости
© Sputnik / Sergey MelkonovЛюди собрались на Эспланаде у памятника Райниса в поддержку Алдиса Гобземса, который вышел "погулять"
© Sputnik / Sergey Melkonov
Подписаться
"Народ в критическом состоянии, а правительство делает вид, что ничего не замечает. По сути, у народа одно требование – дайте нам возможность работать и содержать свою семью"... Как несогласные рижане "гуляли" в День независимости в Риге (Гобземс никого не звал)
РИГА, 5 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. Несколько дней назад опозиционный депутат Алдис Гобземс призвал людей в праздничный День восстановления независимости, 4 мая, выйти на улицы без масок. Он планировал провести митинг у памятника Райнису, но полиция мероприятие жестко запретила, угрожая большими штрафами не только организаторам, но и даже участникам.
Погулять и поговорить
В результате, Гобземс пришел посидеть с телефоном у памятника латвийскому поэту. Другие политики, планировавшие выступить на народном собрании, также находились в разных углах парка. Публичных выступлений не было. Однако около двухсот человек все же пришли "подышать воздухом" возле памятника Райнису.
© Sputnik / Sergey MelkonovЭто массовая вылазка "подышать воздухом" или все же митинг с соблюдением антиковидных требований?
Это массовая вылазка "подышать воздухом" или все же митинг с соблюдением антиковидных требований?
© Sputnik / Sergey Melkonov
Журналистов и полицейских опознать было довольно легко – в отличии от остальных они носили маски. Около двух сотен людей стояло в парке без всяких средств защиты. На такой площади людям удавалось даже соблюдать социальную дистанцию, что больше походило не на медицинскую предосторожность, а культурную потребность. Многие стояли в одиночестве, не испытывая никакого дискомфорта. Некоторые снимали происходящее на свои мобильные телефоны, задавая друг другу вопросы и с удовольствием отвечая на них. Наверняка местная блогосфера переполнена результатами этого общения.
Центром притяжения несомненно выступал сам Алдис Гобземс, одетый в легкомысленную желтую майку и синие шорты. Он сидел на бетонных ступеньках у Райниса и что-то рассказывал в свой телефон.
© Sputnik / Sergey MelkonovПоначалу Алдис Гобземс общался преимущественно со смартфоном
Поначалу Алдис Гобземс общался преимущественно со смартфоном
© Sputnik / Sergey Melkonov
Собравшиеся ждали развития событий, посматривая на Гобземса и полицейских. Где-то в толпе гуляли и разговаривали другие политики. Активно дискутировал с людьми бывший глава правления общества врачей Петерис Апинитис. Он говорил о COVID-19 то, с чем несогласны большинство медиков и власти. Тем же самым, занимался предприниматель Арнольд Бабрис и председатель географического общества Илгартс Зейбертс.
В тени, на скамейке, сидела депутат Сейма Юлия Степаненко. А политический активист Алексей Росликов общался с предпринимателем Янисом Плявиньшем.
Но все же казалось, несмотря на явный запрет полиции, митинг все же произойдет. Но нет, все ограничилось общением.
"Привет! Смотрите, не толпитесь там, а то ковид будет! С юмором обратился к своим сторонникам Гобземс, оторвавшись наконец от телефона", - сторонники отозвались дружным хохотом и отговорками. "Ко мне не пристанет! Я счастливый! За прошлый год где то с двумя тысячами человек общался лицом к лицу и ничего, ни разу не заболел. Такой он вот ковид избирательный!", - говорили сторонники.
© Sputnik / Sergey MelkonovЛюди собрались на Эспланаде у памятника Райниса в поддержку Алдиса Гобземса
Люди собрались на Эспланаде у памятника Райниса в поддержку Алдиса Гобземса
© Sputnik / Sergey Melkonov
Публика наперебой стала изобличать ковидные ограничения и делиться друг с другом личным опытом.
Публичных выступлений как таковых не было. Политики просто на равных общались с народом. Я сразу же вспомнил о том, как прошла официальная часть праздничного дня, и пожалел о том, что сторонники пандемийных ограничений куда менее открыты, чем их противники. Казалось бы, уже и привитые есть, и переболевшие, но противники ковидных ограничений по прежнему на порядок более доступны к общению.
Люди хотят перемен
Гобземс пошел в народ, ни с кем надолго не задерживаясь, но с каждым перебрасываясь парой предложений. Шутки, обещания, ответы на вопросы, все как полагается публичному политику. Где-то на завершении его круга, побеседовал с политиком и я.
- Для чего Вы сегодня собрали людей?
- Я не собирал людей, наоборот, отменил встречу. Я просто провел хороший теплый вечер у памятника Райнису, встретил знакомых и все. А еще познакомился с некоторыми замечательными людьми. В свободной стране свободный человек может делать все что захочет. Если говорить серьезно, реально людей можно будет собрать не раньше осени. Сейчас у всех все хорошо. Светит солнце, люди выехали на природу. Вероятно, людей устраивает происходящее, никакие изменения прямо сейчас им не нужны. Не прижало еще.
© Sputnik / Sergey MelkonovЗакончив общение с телефоном, Алдис Гобземс пошел в народ
Закончив общение с телефоном, Алдис Гобземс пошел в народ
© Sputnik / Sergey Melkonov
- Но все же определенные изменения есть. Вы создаете партию, и она уже одна из самых больших в Латвии. Сколько сейчас в ней человек?
- Около полутора тысяч. Это уже больше, чем в любой из правительственных партий. Но моя цель собрать еще больше людей - хочу собрать 10 000 членов партии. Конечно, перемен хочется уже вчера. Но для достижения больших целей приходится быть терпеливым.
- Несмотря на то, что собираться нельзя, люди все равно пришли "встретиться и поговорить". И пришло столько, сколько ныне не каждый митинг собирает. Вы прошли по парку, подходя почти к каждому, и смогли поговорить почти со всеми. О чем болит душа у людей?
- Люди хотят перемен. Многие говорят, что боятся власти, боятся что-то делать, опасаясь штрафов. Люди хотят соблюсти законы, но в то же время страстно желают, чтобы эти законы были изменены.
О чем болит душа?
Митинга как такового не было, но люди не торопились расходиться, общаясь друг с другом. Чтобы составить представление о пришедших, я интересовался их мнениями. Все отвечали вежливо, никто от общения не уклонялся, что для нынешней политической культуры характерно далеко не всегда.
Поэт Раймонд Тромберг под сенью серо-бело-серого флага балтов "запетого на летнее солнцестояние", сообщил, что сегодня "день, когда у латышей украли государство". О том, почему он пришел к памятнику Райниса с флагом, он ответил туманно, перейдя на красивые и мелодичные стихи собственного сочинения, в которых звучало имя гения латвийской поэзии.
© Sputnik / Sergey MelkonovК памятнику Райнису принесли серо-бело-серый флаг балтов
К памятнику Райнису принесли серо-бело-серый флаг балтов
© Sputnik / Sergey Melkonov
Спортсмен Андрис Зелитис пришел с двумя детьми и женой, чтобы прогуляться по городу, встретить друзей, положить цветок к памятнику Свободы. На вопрос о чем болит его душа он ответил, что любит свою Родину, работает здесь и уезжать не собирается. Но ему очень не нравиться, что происходит с властью.
Он полагает происходящее неправильным. Андрис, считает, что всем известно, что маски не защищают ни от запахов, ни от вирусов, а только осложняют дыхание. Он со скепсисом относится к статистике смертности, не доверяя официальным цифрам, и полагает, что в антиковидной вакцинации есть элементы насилия.
Вакцинация, по его мнению, должна быть добровольной, и не может быть причиной увольнений или ограничения поездок. Это большая претензия к премьер-министру и остальным.
На вопрос, отрицает ли он существование болезни, Андрис отвечает, что болезнь есть, но он не считает ее смертельной, а официальным данным – не доверяет. Андрис полагает, что правду можно узнать, если смотреть не официальное телевидение, а например https://www.brivvalsts.tv/ (телеканал на котором звучат идеи антиглобализма и критика борьбы с ковидом).
© Sputnik / Sergey MelkonovПолицейские следили за происходящим на Эспланаде , но никому не мешали "гулять"
Полицейские следили за происходящим на Эспланаде , но никому не мешали "гулять"
© Sputnik / Sergey Melkonov
К сожалению, политики довольно быстро разбежались, предоставив людей самим себе. Те же, нисколько не опечаленные, продолжили совместное общение. Спустя час после так и не начавшейся акции, у памятника все еще гуляло полторы сотни людей.
Они пируют, а мы вымираем...
Заместитель руководителя Балтийско-географического общества Илгарт Зейбертс тоже высказал свое мнение о происходящем.
- Официальная причина моего прихода сюда - "погулять", поскольку митинг официально запретили. Мы все законопослушны, сами видите, в митинге никто не участвует. А реально все люди, что пришли сюда, вышли показать, что они не согласны с правящей элитой. Сейчас не только власть – все отрасли показывают свою недееспособность. Они уже не то что гниют – перегнили. Выражается это в двухуровневой морали. Для нас - простых людей – ограничения, для чиновников – вседозволенность. Кафе закрыты, но у чиновников банкеты за банкетами в закрытых режимах. Мы должны ходить в масках, а они, пируя за закрытыми дверями, могут и без.
Самое главное – идет обкрадывание народа. Я, как и многие другие, полагаю, что антиковидные меры - это не меры пресечения болезни, это способ передела государственного имущества. У народа реальные, смертельные проблемы. Например уровень суицидов в Латвии вырос втрое. Народ в критическом состоянии, а правительство делает вид, что они ничего не замечают. Строят свои воздушные замки, и даже не упоминают о том, о чем говорит народ на кухнях. По сути, у народа одно требование – дайте нам возможность работать и содержать свою семью. Больше мы ничего не хотим.
© Sputnik / Sergey MelkonovЛюди собрались на Эспланаде у памятника Райниса в День восстановления независимости
Люди собрались на Эспланаде у памятника Райниса в День восстановления независимости
© Sputnik / Sergey Melkonov
- Насколько с вашей точки зрения COVID-19 опасен для Латвии?
- Мы не в "красной" зоне, а в "серой", то есть в умерено опасной, на среднем уровне Евросоюза. Но мы держимся ограничений, и губим свои хозяйственные отрасли. Мы уже сгубили всю отрасль гостиничного сектора, рестораны и туристический сектор. Даже если завтра отменят карантин, к нам приедет гораздо меньше людей – люди уже купили билеты в другие страны. Это означает что 30% нашей экономики, которая выживает только за счет летнего сезона, уже угроблено. И надо понимать, что за этим стоят не просто абстрактные цифры прибыли иностранных инвесторов, за этим стоят живые люди, которым нечем платить за квартиру и нечем расплачиваться в магазинах за продукты.
В кризисе находятся сотни тысяч людей, кормящих не только себя и свои семьи, но и этих дармоедов из правительства. Вот смотрите, в июне Сейм, как и большинство европейских парламентов, уходит на два месяца в отпуск. И что же произойдет с этим "ужасным смертельным вирусом"? Как же ежедневная борьба с заразой, ликвидация последствий? Выходит, это все может подождать? Это, оказывается, не такая уж и проблема, чтобы ради нее отменять отпуск. Что будет в сентябре? С высокой долей вероятности – четвертая волна. Получается, коронавирус для власти – это не медицинская проблема, а финансовый инструмент.
- Насколько опасен для Латвии такой передел рынка?
- В прошлый кризис, в 2008 году, нам, латвийцам, было куда бежать от нищеты. Разорившиеся на родине латвийцы могли сбежать в западные страны, расплатиться с долгами, выкупить у кредиторов свое жилье и обеспечить семьи. Сегодня от нищеты никуда не сбежать, границы закрыты. Да и в старой Европе тоже безработица. Там тоже сидят по домам люди, у которых кончаются накопления и которым нужна работа. Значит, латвийские бедняки останутся в Латвии, как крыса загнанная в угол. Это чревато социальным взрывом.
© Sputnik / Sergey MelkonovАнтимасочники маски, конечно, не надевали, но дистанцию держали
Антимасочники маски, конечно, не надевали, но дистанцию держали
© Sputnik / Sergey Melkonov
Это не только наша проблема, это проблема всего мира. Американские аналитики, такие как Lloyd и Global Intelligent Service, предрекают, что мир после ковида не сможет быть прежним. Что около трех миллиардов людей будут лишними. Что масса людей потеряют работу и будут заменены роботами. Оставшись без средств, эти люди не смогут делать покупки, и подогревать экономику своих стран. Латвия – окраина Евросоюза, и такие проблемы мы почувствуем куда острее, чем немцы или французы. И как готовятся к этому сценарию наше правительство? Празднуя на закрытых банкетах? Планируя отпуска? Они просто не понимают, в каком отчаянье находится народ. Пока их самих не уволят, они ничего не поймут.
- Как вы полагаете, сколько людей живут с этим ощущением?
- Я думаю что если бы не было такого жесткого запрета на митинг (1000 евро штрафа для организаторов, 500 евро - для участников), пришло бы человек 500 или тысяча. Без рекламы в СМИ это много. Но конечно, для каких-либо изменений этого недостаточно. Гобземс прав – пока на улицы не выйдет хотя бы 10 тысяч человек, власть прислушиваться просто не будет. Хотите танцуйте, хотите протестуйте...