В литовском МИД прокомментировали просьбу Генпрокуратуры Беларуси об экстрадиции экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской. Представитель белорусской оппозиции может чувствовать себя в балтийской республике как за каменной стеной, заявил министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис.
Цель Беларуси в данном случае заключается даже не в том, чтобы получить Тихановскую: Минск понимает, что Литва будет всячески этому препятствовать, отметил политолог, кандидат исторических наук Михаил Смолин.
"Белорусская сторона информирует, что против Тихановской есть определенные обвинения, и дает сигнал, что у Минска сформировалось четкое представление о ее составе правонарушения. Беларусь транслирует это, в том числе, и хозяевам Тихановской, чтобы они понимали, что ее в принципе больше использовать нельзя", - заявил Смолин Sputnik Латвия.
По словам эксперта, после такого документа ценность Тихановской как оппозиционного лидера распространяется только на внебелорусскую территорию: вернуться в страну она, конечно, может, но сразу же поедет к мужу в тюрьму.
Минск обозначил свою позицию как непримиримую с враждебной белорусскому государству деятельностью Тихановской, подчеркнул Смолин.
Он отметил, что в такой ситуации непосредственными организаторами оппозиционного движения могут стать только люди, находящиеся в Беларуси, и это обесценивает ставку, которую Запад сделал на Тихановскую.
"Ее готовили к тому, что в определенный момент она вернется в Беларусь и возглавит оппозицию на улицах. На текущий момент это уже невозможно... Власти прописали, что случится, как только она ступит на территорию Беларуси", - указал собеседник Sputnik.
Смолин добавил, что Минск воспринимает Тихановскую как государственного преступника и обозначил конкретные претензии к ее призывам и заявлениям, поэтому теперь ее деятельность ограничена только эмиграцией.
Тихановская выехала из Беларуси в Литву в августе прошлого года после президентских выборов, которые, по данным ЦИК, выиграл действующий глава государства при поддержке 80,1% избирателей. Оппозиция не признала итоги выборов, заявила о победе Тихановской и сообщила о создании координационного совета для "трансфера власти". В связи с этим Генпрокуратура возбудила дело по статье о призывах к захвату власти, ряд оппозиционеров были задержаны, другие покинули Беларусь.
Литва наряду с Эстонией и Латвией ввела санкции против высшего руководства Беларуси, назвала Тихановскую белорусским президентом и объявила о готовности принять тех, кто докажет, что пострадал от действий Минска. В Беларуси, со своей стороны, указали, что протестные акции местной оппозиции координируются, в частности, из Литвы и Польши. Москва, в свою очередь, отмечала, что Литва перешла все грани приличия во вмешательстве в дела Беларуси.