Еще месяц-другой назад большинство экспертов сходилось в мнении, что Белый дом обязательно продолжит давить на Берлин и после смены президента США, отмечает автор радио Sputnik Сергей Ильин. Ключевая цель Трампа и американского энергетического лобби - любой ценой остановить "Северный поток - 2" - обещала остаться неизменной.
Тем более что маховик ограничительных мер в отношении задействованных в проекте европейских компаний был раскручен почти на полную силу. И остановить его "без потери лица" для Соединенных Штатов - задача не из легких. Крутые парни ведь не отступают, правда? Однако последние сообщения говорят об обратном. Похоже, ветер задул в ином направлении.
Как пишет немецкая пресса, новая американская администрация готова начать переговоры с Берлином о будущем проекта и даже об отмене санкций.
То ли это элемент ожидаемого пересмотра "наследия" Дональда Трампа новой командой, то ли нечто большее. А именно - снижение градуса напряженности между Вашингтоном и его ключевым партнером в Европе.
Возможно, в Белом доме считают, что газовая труба из России обойдется гораздо дешевле в политическом и экономическом смысле, нежели конфронтация с Германией. Ангела Меркель уже обсудила судьбу проекта в телефонном разговоре с Джо Байденом.
Впрочем, американцы изменили бы себе, если бы в ответ на смягчение позиции не попросили ответных "комплиментов". Как рассказывают в Берлине, одним из желательных шагов, по мнению Белого дома, может стать зафиксированная на бумаге возможность отключения Германии от российской трубы в случае давления Москвы на Украину. Кроме того, немецкое государство должно помочь Киеву усовершенствовать национальную инфраструктуру по транспортировке водорода, чтобы Украина сохранила за собой место значимого игрока на европейском энергетическом рынке и тем самым снизила зависимость Европы от России.
При Трампе дело обстояло иначе: сначала жесткие угрозы, а потом недружественные действия в отношении стратегического союзника в лице Германии. В команде Байдена, похоже, иные настроения. Она готова заниматься тонкой и выверенной политикой, лавировать и быть гибкой, а не вести себя как слон в посудной лавке. Хотя, конечно, при этом отстаивать, прежде всего, американские интересы. Это меняет внешнеполитический трек. Или, говоря более осторожно, может изменить.