РИГА, 29 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Каковы латвийские внешнеполитические приоритеты, дискутировали депутаты Сейма на ежегодном заседании парламента, обсуждая такие темы, как безопасность, борьба с COVID-19, необходимость союзнических отношений с США и противодействие России и Китаю.
В расчете на мировой порядок
Выступая на ежегодных внешнеполитических дебатах, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс указал, что они впервые за всю парламентскую историю проходят полностью удаленно. Глава МИД отметил символичность этого момента, вспомнив столетие признания Латвии де-юре, которое как раз отмечалось в эти дни. По словам Ринкевичса, опыт показывает, что история развивается циклично, поэтому и тогда, в межвоенный период, и сейчас ясно, что независимость страны находится в первую очередь в руках ее жителей.
По мнению Ринкевичса, латвийская внешняя политика базируется на порядке, установленном международным правом и международными организациями. Главными вызовами для страны она назвал ревизионистские государства, которые всегда старались разрушить этот порядок как политически, идеологически, так и военным способом. Кроме этого, министр указал и на современные вызовы, когда из-за сиюминутных чувств часть общества готова отказаться от важнейших принципов и ценностей.
Поэтому Ринкевичс считает, что хоть Латвия и закончила свою политическую, юридическую и институциональную интеграцию в западный мир, латвийскому обществу еще нужно много сделать, чтобы оно смогло ментально интегрироваться в модель европейского мышления. Министр указал и на еще одну цель для Латвии – получить статус непостоянного члена Совбеза ООН в 2025 году, отметив, что работа в этом направлении будет продолжаться, а главными приоритетами в этой кампании он видит цифровую политику, изменение климата и соблюдение законности в международных отношениях.
Правда, следует отметить, что Латвия не всегда и сама придерживается этого. Достаточно вспомнить решение Комитета по правам человека ООН по делу Райхмана, который указал на недопустимость наличия у него в документах буквы s, что Латвия так и не выполнила. Тем самым кажется несколько нелогичным претендовать на место в Совете Безопасности ООН, но в то же время не принимать во внимание рекомендаций институтов этой международной организации, о чем в выступлении Ринкевичса не было сказано ни слова.
В надежде на средства ЕС
В то же время Ринкевичс отметил, что в прошедшем году большое влияние на мир имела пандемия коронавируса, последствия которой непременно скажутся и в этом году как на ситуации в здравоохранении, так и на перемещении людей и товаров, а также использовании цифровых решений во многих сферах. Еще он указал, что прошлый год охарактеризовался сложными переговорами, в результате которых был принят очередной многолетний бюджет Евросоюза. По его словам, переговоры о бюджете всегда сложны, но в этот раз, принимая во внимание уход Великобритании и появление новых приоритетов, они были особенными.
Правда, как подчеркнул глава МИД, результат для Латвии получился очень хорошим.
"В ближайшие семь лет Латвия получит от Европейского союза почти 10,5 миллиарда евро, а это прирост на 39% по сравнению с предыдущим семилетним периодом. Также дополнительно мы сможем занять около 2,5 миллиарда евро на выгодных условиях. Из этих средств почти пять миллиардов евро могут быть вложены именно в оздоровление экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19", – заявил Ринкевичс.
Тем самым министр дал понять, что у Латвии будут европейские средства, благодаря которым она сможет справиться с кризисом, накрывшим страну. Однако о том, что лидеры Латвии, Литвы и Эстонии желают увязать одобрение "коронавирусного" Фонда восстановления ЕС с выделением европейского финансирования на железнодорожную магистраль Rail Baltica, грозя фактически заморозить выделение почти 750 миллиардов евро на борьбу с пандемией, Ринкевичс все же предпочел не упоминать.
Правда, на это обратил внимание депутат от оппозиционного "Согласия" Николай Кабанов, указавший в своем выступлении, что это говорит о неудаче латвийской внешней политики. "Главы правительств трех республик пытаются получить желаемые средства с помощью ультимативных требований, сделав всю бюджетную программу восстановления Евросоюза зависимой от денег на железную дорогу. Эту ситуацию можно также интерпретировать как неудачу нашей внешней политики. В конце концов, Латвия последние пятнадцать лет попыталась первой выполнить и перевыполнить все указания Брюсселя", – подчеркнул он.
Сотрудничество и противодействие
Коснулся Ринкевичс и отношений с другими странами, указав, что Латвия как член ЕС и НАТО должна продолжать тесно сотрудничать со своим трансатлантическим партнером – США, потому что "одинаково думающим странам нужно быть едиными и принципиальными в вопросах, которые связаны с нашими общими ценностями и безопасностью в ее широком понимании".
"Вместе с США как в рамках НАТО, так и на уровне Евросоюза нужно суметь договориться о трансатлантическом сотрудничестве против Китая и России", – заявил глава МИД, недвусмысленно указав, кого он считает союзником, а кого противником.
По мнению министра, Китай является стремительно растущей державой с амбициозной внешней политикой, интересы которой находятся не только в Южно-Китайском море или Гонконге, а в большей части мира, в том числе Африке и Европе.
"Китай уже сейчас – вторая крупнейшая мировая экономика, и его народное хозяйство продолжает стремительно расти. Если это продолжится, то в конце этого десятилетия Китай станет крупнейшей мировой экономикой", – заявил Ринкевичс, отметив, что Европе нужно развивать стратегию для защиты своих политических и экономических интересов.
В то же время про Россию министр сказал, что она пытается вернуться к установкам XIX века, когда "только крупным странам принадлежит неограниченный суверенитет, в свою очередь, суверенитет и территориальную целостность малых стран можно нарушать в интересах своей безопасности или стабильности".
Поэтому, по словам Ринкевичса, сейчас долгом Латвии является помощь демократам в России, Беларуси и других странах. Также он отметил, что вместе с одинаково думающими партнерами Латвия будет последовательно выступать против "Северного потока - 2".
А вот Кабанов указал, что создатели латвийской внешней политики "не только не используют благоприятный геоэкономический статус страны, но и сознательно действуют во вред интересам транзита и экспорта". Так он оценил постоянные заявления МИД о необходимости введения санкций против соседних стран.
Однако министр лишь ответил, что эти реплики напоминают ему газету "Правда" восьмидесятых годов прошлого века. То есть министр уклонился от конкретного ответа, дав понять, что по существу ему сказать нечего.