Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Убытки растут: что ждет балтийский транзит в 2021 году?

© Wikipedia / Jānis VilniņšЖелезнодорожная станция Елгава
Железнодорожная станция Елгава - Sputnik Латвия
Усть-Луга успешно конкурирует с латвийскими портами и Клайпедой за грузы, благодаря строительству новых терминалов

РИГА, 20 янв — Sputnik, Данара Курманова. Ситуация в портах Латвии и Литвы без российских и белорусских грузов осложняется все больше. Россия и Беларусь переориентируют грузопотоки на Ленинградскую область. Почему Латвия и Литва оказались так зависимы от перевалки российских и белорусских грузов? Что ожидает транспортную сферу Балтии в 2021 году? Ответы – в обзоре Sputnik.

Миллионные потери

Экономика Латвии сильно зависит от транспортной сферы. По данным Агентства развития и инвестиций Латвии, логистика и транспорт составляют 9% ВВП страны и обеспечивают работой около 8% населения. Однако в 2020 году транзит сократился. По информации латвийского министерства сообщения, через местные порты в прошлом году прошло 44,9 миллиона тонн грузов – это на 28% меньше, чем в 2019-м. Аналогичная ситуация складывается и с железнодорожными перевозками. В 2020 году они едва превысили 24 миллиона тонн.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Полное фиаско Латвии: Домбровский прокомментировал показатели балтийских портов

Казалось бы, на фоне Латвии несколько лучше складывается ситуация в Литве. Грузопоток порта Клайпеды за 2020 год увеличился на 3,2% и составил почти 48 миллионов тонн. Но, хотя объем перевалки удобрений вырос на 2,6%, один из ключевых показателей – перевалка нефтепродуктов - демонстрирует спад на 21%.

Как заявил генеральный директор порта Альгис Латакас, данное снижение объясняется "всеобщим замедлением экономики". Однако в 2021 году Клайпеду ожидает дальнейшее сокращение перевалки нефтепродуктов, и дело заключается вовсе не в низкой международной деловой активности. В декабре прошлого года Беларусь заявила о приостановке транзита нефтепродуктов через Клайпеду. Это решение стало реакцией на отказ балтийских стран признать президентские выборы в республике и введение санкций против Александра Лукашенко. При этом белорусские грузы обеспечивают около 30% перевалки Клайпедского порта.

© SputnikГрузооборот портов и железных дорог Литвы и Латвии в 2019-2020 гг.
Убытки растут: что ждет балтийский транзит в 2021 году? - Sputnik Латвия
Грузооборот портов и железных дорог Литвы и Латвии в 2019-2020 гг.

Контрактов не будет

Не самые легкие времена переживает и железнодорожный перевозчик Литвы LTG Cargo. Компания тоже потеряла контракт с Беларусью – приостановив экспорт нефтепродуктов через Клайпеду, Белорусская нефтяная компания (БНК) не стала продлевать договор и о железнодорожных перевозках.

Безусловно, отсутствие нового контракта негативно скажется на экономике Литвы, считает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. "Литва – небольшое государство, там живет три миллиона человек, и она жила более-менее нормально за счет того, что была транзитером-посредником для Беларуси. Но если эта подпорка будет вынута, ничего хорошего там не будет", – ранее заявил эксперт в интервью Sputnik.

С января по ноябрь 2020 года LTG Cargo перевезла около 49 миллионов тонн грузов, что на 3,5% меньше прошлогоднего объема.

Грузы уходят в Россию

Основным поставщиком грузов в балтийские порты долгие годы были Россия и Беларусь. Между тем РФ сейчас развивает строительство собственной портовой инфраструктуры в Ленинградской области.

Почему Россия и Беларусь уходят из портов стран Балтии - Sputnik Латвия
Видео
"Зачем нам кормить кого-то?" Почему Россия и Беларусь уходят из портов стран Балтии

Количество российских грузов в балтийских портах неуклонно снижается. В конце декабря прошлого года председатель правления Латвийской железной дороги Марис Клейнбергс сообщил о почти полной остановке транзита российского угля. Дочерние предприятия "Уралхима" и "Уралкалия" тоже заявили, что намерены перевести свои грузы из портов Латвии в Усть-Лугу. В 2024 году портовая мощность объекта должна достигнуть 180 миллионов тонн.

При наличии таких объемов Россия может не только обслуживать интересы собственных компаний, но и работать с перевозчиками других стран. В результате портами в Ленинградской области заинтересовалась Беларусь. Впрочем, Усть-Луга явно не собирается ограничиваться Минском в качестве партнера – руководство порта уже сообщило о готовности работать с другими государствами. Условия конкуренции для балтийских портов становятся все жестче – найти новых клиентов будет непросто.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский