РИГА, 14 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. В новую партию Алдиса Гобземса "Закон и порядок" вошли внефракционные депутаты Юлия Степаненко и Любовь Швецова, попавшие в парламент по спискам "Согласия". Это значит, что новая партия явно будет стараться привлечь на свою сторону и русскоязычных избирателей, что, по мнению экспертов, может оказаться нелегкой задачей.
Хочет остаться депутатом
Алдис Гобземс получил известность как адвокат, который защищал интересы пострадавших после обрушения магазина Maxima в Золитуде. Он пришел в активную политику в мае 2018 года, вступив в партию KPV LV. Будучи кандидатом в премьер-министры от этой политической силы, он баллотировался в 13-й Сейм, находясь на последнем месте в списке Рижского избирательного округа. Несмотря на это, он смог успешно избраться в парламент, показав, что пользуется поддержкой избирателей.
Выборы были крайне успешны для KPV LV – она оказалась второй по популярности партией в стране, получив 14,25% голосов и проведя в Сейм 16 депутатов. Правда, премьер-министром Алдису Гобземсу все же стать не удалось. Тогдашний президент Раймондс Вейонис поручил Гобземсу сформировать правительство, но длившиеся две недели переговоры между партиями не привели к нужному результату. Так что необходимую поддержку депутатов кабинет министров Гобземса не получил, и президент был вынужден отозвать свое предложение.
Создание правительства поручили кандидату от "Нового Единства" Кришьянису Кариньшу, который успешно справился со своей задачей, пригласив в правящую коалицию пять партий, в том числе и KPV LV. Однако Гобземс был категорически не согласен с таким исходом и вместе с еще четырьмя коллегами по фракции голосовал против утверждения нового кабинета министров. Примерно через две недели после этого голосования Гобземс был исключен из партии и из фракции KPV LV, а через некоторое время ее покинули и многие другие депутаты, несогласные с работой правительства под руководством "Нового Единства".
Гобземс же заявил, что будет создавать новую партию, чтобы взять власть после выборов нового Сейма. Правда, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в эти планы и привела к тому, что учредительное собрание было проведено удаленно и только 8 января 2021 года. Каждому его участнику следует лично сходить к нотариусу, чтобы заверить свою подпись под документом о регистрации партии, или же воспользоваться надежной электронной подписью, которая есть не у всех. Все это явно затормозит регистрацию партии, но, по-видимому, что до весны она состоится. Так что Гобземс непременно примет участие в новых парламентских выборах и, как предполагают эксперты, может получить шанс сохранить свой мандат.
Проверка муниципалитетами
Как отмечает политолог Филипп Раевский, конечно, до выборов Сейма, намеченных на 2022 год еще далеко, и до этого времени партию Гобземса ожидают еще большие трудности, в том числе связанные с юридической регистрацией его политической силы. Однако, по его словам, шансы на прохождение в 14-й Сейм у партии Гобземса явно есть, хотя от более конкретных прогнозов Раевский все же решил воздержаться.
При этом он сомневается, что Гобземс мог бы занять пост премьера.
"Лидер должен быть способен идти на компромиссы и брать ответственность на себя. Но пока что Гобземс не показал ни одного, ни другого. Ведь если мы вспомним, один раз он уже выдвигался кандидатом в премьер-министры и у него были все карты в руках. (…) То есть Гобземс уже один раз доказал, что не способен сработаться с другими, а в том, что его партия получит такое количество голосов, что он сможет обойтись без других партнеров, я сомневаюсь", – подчеркнул Раевский.
Похожего мнения придерживается и другой политолог Оярс Скудра, считающий, что для партии Гобземса шансы попасть в правительство минимальны. "Если это не политический цирк, а более серьезный проект, то мне кажется, что Гобземс рассчитывает лишь преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы быть в Сейме. В этом случае он пойдет по пути партии Ингуны Судрабы, чем все дело и закончится. Пока что ничего большего для него я не вижу, особенно если мы говорим о работе в правительстве", – заметил эксперт.
Правда, по его словам, многое все же будет зависеть от того, какую стратегию выберет партия для привлечения избирателя и насколько удачной окажется ее предвыборная кампания на муниципальных выборах.
"Здесь вопрос стратегии. Если его партия окажется чисто популистской, то, думаю, успеха на парламентских выборах не будет, а если же что-то найдут, то пятипроцентный барьер на выборах в Сейм преодолеют. Но думаю, что в первую очередь они должны показать себя на выборах в самоуправлениях, которые станут тестом для всех партий и покажут, смогут ли они участвовать на выборах в 2022 году", – заключил Скудра.
В попытке объединить всех
Одним из вариантов привлечения дополнительного электората вполне может быть ставка на традиционные семейные ценности. Как известно, подобные взгляды импонируют довольно большому количеству латвийских избирателей. Похожего мнения придерживается и Скудра, предположивший, что, видимо, руководство партии могло заказать опрос, на основании которого и решило строить на этом свою кампанию.
Однако пока что, как считает политолог, Гобземс делает ставку на свою харизму и известность Юлии Степаненко, ранее баллотировавшейся от "Согласия". Поэтому Скудра не исключает, что новая партия может попробовать получить и латышский, и русскоязычный электорат.
"Вполне возможно, что какой-то избиратель "Согласия" может подумать, ну вот Эвия Папуле ничего не дала, так, может быть, Степаненко и Гобземс будут лучше. Значительно меньше это касается избирателя Русского союза Латвии", – отметил он.
Похожие взгляды высказал и Раевский, указав, что Гобземс всегда пытался "заигрывать с русскоязычным избирателем".
"Это не первый сигнал, особенно теперь, когда появилась ниша, высвобожденная "Согласием", – подчеркнул политолог.
Правда, по его словам, объединить две этих группы избирателей в одной политической силе за 30 лет никому так и не удалось, и ничто не указывает, что у партии Гобземса это получится.
"Это очень сложная задача, да и конкуренты у него будут не слабые – то же "Согласие", да и Русский союз Латвии. Кроме этого, я не думаю, что русскоязычный электорат уж очень нуждается в партии, которая будет между "Согласием" и KPV LV. Поэтому мне кажется, что намного более перспективно для него все же прихватить себе избирателей, разочарованных в KPV LV и Новой консервативной партии, чем пытаться объединить бывших сторонников "Согласия" и НКП", – подытожил Раевский.