Разговоры о строительстве железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна нанизать, как грибы на нитку, страны Балтии и пройти через них из Финляндии до Варшавы, не утихают уже множество лет. Вопросов это строительство вызывает много. Помнится, как-то даже в Эстонии появилось "Письмо 101 общественного деятеля страны", в котором те, кто так себя именуют, возмущались, что масштабное строительство может оказать большое влияние на природную среду. А поэтому перед тем, как начать активную фазу реализации проекта, писали авторы обращения, необходимо принять обдуманные решения. "Ну да, ну да...", – ответили общественным парламентские и правительственные деятели и затихли, явно что-то зная, чего другим знать не дано, пишет автор радио Sputnik Николай Николаев.
А общественность продолжала волноваться и задавать глупые, с точки зрения политиков, вопросы. Она просила объяснить, зачем строить новую железнодорожную колею, если существует железная дорога, весьма мало используемая сегодня, которая была построена еще в советское время и связала все республики Прибалтики. Логичнее ведь ее реконструировать! Цена реализации проекта весьма значительная, а Rail Baltica, по последним подсчетам, обойдется приблизительно в 5 млрд евро. Зачем тратить такие деньжищи, если возить по этой дороге будет практически нечего! Ведь грузопоток из России, который теоретически мог бы загрузить эту магистраль сегодня и завтра, совершенно невозможен из-за испорченных с восточной соседкой отношений. Жужжит общественность, как назойливая муха бьется в окна политиков, – все бесполезно.
Однако ларчик открывается просто. И стоит это сделать, как сразу становится понятно, и откуда ветер дует, и кто настойчиво пропихивает это строительство. Единственные, кто безусловно все это поддерживает – военные. В проекте единой железной дороги от Варшавы до Таллина больше всего заинтересован блок НАТО. Сегодня военная техника НАТО достигает Эстонии, Латвии и Литвы морским путем через Ригу, откуда перегружается на железнодорожные составы. Единое железнодорожное сообщение по так называемой европейской колее (1435 мм) маршрута Варшава – Таллин значительно ускорит доставку военной техники и оборудования союзников по блоку НАТО в балтийские государства.
Эта заинтересованность, похоже, и является движущей силой столь неоднозначного проекта. Не так давно промелькнула в СМИ информация о том, что при прокладке этой железнодорожной магистрали намечено, пока только в Литве, построить для военных целей четыре площадки, которые будут способны одновременно принимать три состава, загруженные примерно тремястами единицами техники.
Кроме этих площадок планируют построить сеть дорог, их соединяющую. Далее такие же площадки и дороги наверняка появятся и в Латвии, и в Эстонии. И вся эта военная армада направит свои орудия в сторону России. Комментарии здесь излишни, однако, когда мы в очередной раз будем слушать выступления высших чинов НАТО, утверждающих, что они более всего на свете любят мир и никому не угрожают, вспомним о том, зачем строится Rail Baltica.