Кое-где в советских домах наряжали елку даже в пору гонений на нее. Однако желающих делать это в конце 1920-х было немного. В СССР развернулась гигантская антирелигиозная кампания: связываться с елью было себе дороже, отмечает автор радио Sputnik Ольга Бугрова.
Елки-палки
И вот советские люди узнают из газеты "Правда", что были какие-то "левые загибщики". Они "перегнули палку" и ославили елку. Никакая она не буржуазная и не поповская. Это всего лишь символ детского праздника на Новый год: "прекрасное удовольствие для ребятишек". В этой же статье, чтобы все поняли: можно! – перечислялись общественные места для установки новогоднего дерева.
И так же рьяно, как раньше "не рекомендовали", теперь настойчиво советовали: "Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку".
С чего бы вдруг? Комсомольцам, кстати, поначалу не очень-то и хотелось: они привыкли к новым советским праздникам типа "октябрин" и что делать под елкой просто не знали. А вот старые большевики, видимо, еще помнили детство и втайне вздыхали о елочке. Автором статьи в "Правде" и был такой человек: советский партийный деятель Павел Постышев. Увы, под елочкой он встретил только пять Новых годов: в 1939-м его расстреляли по ложному обвинению в шпионаже.
Лучше стало
Вряд ли елку реабилитировали по предложению рядового коммуниста, пусть даже из близкого окружения Сталина, считает историк Алексей Кузнецов:
"Вполне возможно, что Постышева просто попросили "озвучить" некое принятое решение. Середина 30-х годов это время, когда в СССР потихонечку начинается "поворот обратно" – к имперским ценностям. Это хорошо будет видно во время войны и особенно после нее, когда вернутся офицерские погоны и очень многое из так называемого старого быта. Елка, тем более с новым содержанием – новогодняя, а не рождественская, без фигурки ангела и всего прочего – стала маленьким штрихом. Он намекал на то, что где-то в чем-то возможна и преемственность. А кроме всего прочего, примерно в это время выяснилось, что "жить стало лучше, жить стало веселее", раз об этом сказал сам Сталин. В русле всего этого елку и вернули".
Вернувшись, елка сразу задала кучу вопросов: чем ее наряжать, "про что" должны быть игрушки и кто их будет делать? Уже через два года в СССР работал завод по производству елочной мишуры. Первыми на прилавках появились пограничники с собаками и летчики в аэропланах – раскрашенные фигурки из гофрированного картона.