Белорусские нефтепродукты вместо Клайпеды могут уйти в Ригу

© Sputnik / Sergey MelkonovПустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию
Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию - Sputnik Латвия
Подписаться
Прибыльность экспорта белорусских нефтепродуктов через российские портовые терминалы пока примерно на 10-15 долларов за тонну ниже по сравнению с отгрузками через порты стран Балтии

РИГА, 18 дек — Sputnik. Беларусь может направить объемы нефтепродуктов, которые переваливались в порту литовской Клайпеды, в порты других стран Прибалтики, сообщил ценовому агентству Argus источник в Белорусской нефтяной компании (БНК).

Британское подразделение крупнейшего белорусского экспортера нефтепродуктов "Белорусской нефтяной компании" BNK 15 декабря сообщило, что на время приостанавливает экспорт нефтепродуктов через терминал компании Klaipedos nafta (KN) в Клайпеде.

По данным Argus, в октябре прошлого года БНК и оператор терминала по перевалке нефтеналивных грузов Klaipedos Nafta продлили соглашение о перевалке на условиях take or pay до 31 декабря 2021 года, но предусмотренный контрактом объем грузов не раскрывается.

Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию - Sputnik Латвия
Беларусь приостановила перевалку нефтепродуктов в литовской Клайпеде

По данным участников рынка, в ноябре 2019 года — октябре 2020 года правом на приобретение мазута Мозырского НПЗ на базисе fob Клайпеда располагал Glencore. В январе – ноябре 2020 года отгрузка белорусских нефтепродуктов на танкеры, зафрахтованные ST Shipping, логистическим подразделением Glencore, составила около 665 тысяч тонн. Небольшие объемы мозырского мазута из Клайпеды в этом году вывозили также испанский переработчик Repsol, французский Total и зарегистрированная в Эстонии бункерная компания Marine Energy Solutions.

Причалы Klaipedos Nafta использовались в этом году и для морских отгрузок мозырского бензина. По оценкам участников рынка, в январе – ноябре оборот белорусского моторного топлива через KN составил около 481 тысячи тонн. Среди покупателей бензина были Trafigura, Vitol, BP и Gunvor. Но еще до того, как BNK уведомило KN о предстоящей приостановке отгрузок нефтепродуктов, спотовые партии мозырского бензина начали предлагаться покупателями без варианта поставки через Клайпеду, сообщили знакомые с ситуацией источники.

Переброска нефтяных потоков из портов Литвы через российские порты, в частности Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Беларуси Михаила Мишустина и Романа Головченко 3 сентября. Сначала речь шла о переброске 3–4 миллионов тонн своих нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. В конце сентября прогноз по объему нефтепродуктов, который белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты, увеличен почти вдвое – до 4–6 миллионов тонн.

Вскоре после этих официальных заявлений в порт Усть-Луги было поставлено для дальнейшего экспорта две партии белорусского бензина: около 29 тысяч тонн — в октябре и 4 тысячи тонн — в ноябре. Но прибыльность экспорта белорусских нефтепродуктов через российские портовые терминалы пока примерно на 10-15 долларов за тонну ниже по сравнению с отгрузками через порты стран Балтии, по данным участников рынка.

Получить официальный комментарий в БНК не удалось. Однако источник в компании сообщил, что отгрузки белорусских нефтепродуктов через другие порты в странах Балтии могут повыситься вслед за сокращением перевалки в порту Клайпеды.

Лента новостей
0