РИГА, 17 ноя — Sputnik, Симона Алексеева. Слоганом необычного фестиваля национального кино стали слова "Большой Кристапс" переживает". Переживала и лежавшая без дела в этот раз "красная ковровая дорожка" - камера периодически выхватывала одиноко грустящего загадочного человека в красном гриме, изображавшего один из главных атрибутов церемонии вручения национальной кинопремии.
Технически все прошло слаженно. Периодически к ведущим в студии присоединялись деятели киноиндустрии, приглашенные объявить победителей. А выдвинутые на "Большого Кристапса" номинанты подключались к происходящему на сцене уже в прямом эфире – на экранах.
В главных номинациях борьба развернулась между двумя историческими фильмами – патриотическим блокбастером о латышских стрелках во время Первой мировой "Метель душ" Дзинтарса Дрейбергса и драмой о смене властей в Латвии в 30-40-х годах "Город у реки" Виестурса Кайриша. Обе ленты имеют литературную основу: "Метель душ" поставлена по роману "Души в снежном вихре" латвийского писателя и военкора Александра Грина (1895-1941), которого не стоит путать с его российским полным тезкой – автором повести "Алые паруса". "Город у реки" - экранизация одноименного романа Гунара Яновского (1916-2000).
Историческая драма "Метель душ", побившая все рекорды просмотров в Латвии, была отмечена спецпризом от Splendid Palace – только в этом кинотеатре ее демонстрировали на большом экране 111 раз! А также собрала урожай из шести статуэток в номинациях "Лучший полнометражный фильм", "Лучший режиссер", "Лучшая операторская работа", "Лучший художник по гриму", "Лучшая музыка" и "Лучший монтаж". Жюри присудило главный приз "за достоверное отображение событий истории Латвии, позволяющее нам их прочувствовать и поверить в них", а режиссера наградило "за выведение исторического латышского фильма на новый художественный уровень".
Четырьмя статуэтками отмечены успехи "Города у реки" - разворачивающейся в Латгалии истории смены властей глазами маленького человека – маляра Ансиса. Жюри присудило фильму победу в номинациях "Лучший сценарий" и "Лучший звуковой монтаж". Статуэтка за "Лучшую актерскую работу второго плана" досталась чешской актрисе Бригите Цмунтовой, сыгравшей еврейскую девушку Жисель – любовь маляра Ансиса. А лавры "Лучшего исполнителя главной роли" достались непрофессиональному актеру Давису Сухаревскому, студенту и будущему химику, на момент выхода фильма в прокат трудившемуся в латвийской косметической компании Madara.
Победа в двух номинациях досталась последней работе мэтра латвийского кинематографа Евгения Пашкевича – совсем недавно вышедшей в прокат драме-ребусу "Что знает тихая Герда". Главное достоинство полного подтекстов и потаенных смыслов фильма, смысл которого суждено разгадать не каждому зрителю – безупречный визуальный ряд, настоящее наслаждение для эстетов.
За эти достоинства ленту и отметили – в номинации "Лучший художник" наградили Юргиса Красонса, а "Лучшим художником по костюмам" провозгласили дизайнера моды Кейту. Ну а блестящую операторскую работу Андрея Рудзатса в "Что знает тихая Герда" жюри отметило "за оригинальное использование света и цвета, создавшее новый призрачный мир и переносящее зрителя в пространство между вымыслом и реальностью".
"Носильщик" Иварса Звиедриса завоевал победу в двух номинациях "Лучший документальный фильм" и "Лучшая операторская работа в документальном кино". Две статуэтки и у "Моей любимой войны" Илзе Бурковски-Якобсен - "Лучший анимационный фильм" и "Лучший режиссер анимационного фильма".
Лучшим дебютом признали ленту "Смена" режиссера Рейниса Калвиньша об одной неспокойной ночи из жизни столичного таксиста. А приз за жизненный вклад присудили кинооператору Калвису Залцманису, в творческой биографии которого целая коллекция фильмов из золотого фонда латвийского кинематографа, включая "Лето мотоциклистов" (1975 г.) и "Легко ли быть молодым?" (1986 г.).