РИГА, 13 ноя — Sputnik. Латвия должна искать новые грузы, но полностью заместить объемы потерянного российского транзита ей уже не удастся, признал министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в интервью Латвийскому радио 4.
Он рассказал, что основной спад связан с переориентированием российских грузов, в первую очередь угля, на российские же порты, но остальные категории грузов продолжают поступать. Нынешнюю задачу Линкайтс видит в том, чтобы оптимизировать железнодорожную систему так, чтобы затраты на поддержание инфраструктуры соответствовали доходам.
Он поблагодарил железнодорожников, которые выдержали трансформации на Латвийской железной дороге (Latvijas dzelzceļš, LDz), и отметил, что таких масштабных сокращений, как в этом году больше не предвидится.
"Нам сейчас надо искать дополнительные грузы, новые направления. Но это работа такая — по кусочку набрать определенные виды грузов", — считает Линкайтс.
По данным министерства сообщения, за 9 месяцев 2020-го по сравнению с тем же периодом прошлого года латвийские порты потеряли почти треть грузооборота (-29,7%), общей объем перевалки упал до 33 миллионов тонн. Железная дорога лишилась почти половины грузов (45,7%) и перевезла всего 17,2 миллиона тонн. Основной спад пришелся на российский транзит — поток нефтепродуктов упал почти на 20% до 8,3 миллиона тонн, а угля — на три четверти (77,7%) до 3 миллионов тонн, то есть на 10 миллионов тонн меньше, чем в прошлом году.
Линкайтс признал, что еще в середине 2010-х экономисты, в частности нынешний депутат Сейма Вячеслав Домбровский, предупреждали о том, что российские грузы могут уйти из Латвии полностью, но ни руководство железной дороги, ни порты на это не реагировали.
"Надеялись, что этого не произойдет. Я думаю, была надежда, что все уладится само собой", — считает Линкайтс.
Он отметил, что терминалы, работавшие в первую очередь с российскими грузами, не задумывались о диверсификации, и не все из них теперь могут перестроиться, но есть и те, кому это удалось. Что касается тех терминалов, которые пустуют, их продадут для использования под другие грузы.
"Место пустым не останется. Должны появиться другие коммерсанты, которые будут обрабатывать там другие виды грузов", — заявил министр.
Он рассказал, правда, без конкретики, что есть определенные наработки на калининградском направлении. Кроме того, после того как Литва под давлением Еврокомиссии восстановила ветку Мажейкяй — Реньге, разобранную в 2008 году, пошли грузы с нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе. Есть прогресс и на других направлениях.
"Но, конечно, тот объем угля, который у нас был, мы никак не сможем компенсировать", — признал министр.
На вопрос о том, планирует ли Линкайтс как-то посодействовать увеличению транзита из России в Латвию, глава Минсообщения заверил, что будет рад встретиться с новым руководителем российского Минтранса Виталием Савельевым.
"Но если смотреть реалистично, то, если есть политическое решение направить стратегические для России грузы через российские порты, мы можем получить от этого общего объема лишь определенную часть — при условии, что есть какой-то специфический запрос отправителей и получателей", — считает Линкайтс.
В этом контексте становится понятно, что угольный терминал на Русском острове (Криевусала) в Риге, на строительство которого было потрачено 160 миллионов евро (как латвийских, так и европейских), не будет востребован.
"Если бы надо было начать все сначала, я бы на это не пошел. (…) Это было специально построено под уголь, и теперь надо думать, что с этим делать", — заявил Линкайтс.
Как уже писал Sputnik Латвия, российские порты собираются забрать из Прибалтики не только свои, но и белорусские грузы.
Губернатор Ленобласти о том, как Россия будет забирать белорусские грузы из Прибалтики>>