РИГА, 12 ноя — Sputnik. Из-за коронавируса пассажиропоток в Европе в этом году рухнул на всех видах транспорта. Не стали исключением и железные дороги, которые всегда были вторым по популярности средством передвижения после автомобилей, пишет lsm.lv.
По предварительным данным, падение железнодорожных пассажироперевозок в Евросоюзе достигло 40%. Это несравнимо с катастрофическим положением в авиации, где за снижением на 20% в первом квартале последовал обвал на более чем 90% во втором квартале.
Более того, по прогнозам, железные дороги после пандемии, возможно, даже отнимут часть пассажиропотока авиации.
Ездят меньше
По данным европейского статистического бюро Eurostat, число пассажиров на железных дорогах Евросоюза в первом полугодии этого года упало почти на 42% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Данные собраны еще не во всех странах — членах ЕС, но больших изменений этой тенденции не будет.
Больше всего пассажиров перевезли железные дороги Германии — почти миллиард в первом полугодии, но это на 37% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Самое резкое падение наблюдалось в Ирландии, Великобритании, Франции и Италии, где пассажиропоток сократился более чем вдвое.
В Латвии пассажироперевозки обеспечивает компания Pasažieru vilciens. По ее сведениям, в первые полгода поездами в Латвии воспользовались 6,08 миллиона пассажиров, на 31,4% меньше, чем за первые шесть месяцев 2019 года.
Больше всего пассажиропоток упал в апреле — на 65,6%. Уже с мая пассажироперевозки по железной дороге стали постепенно восстанавливаться.
Надежды
Авиацию пандемия вогнала в глубокий кризис, и о восстановлении отрасли в обозримой перспективе говорить не приходится. А вот железные дороги в долгосрочной перспективе могут даже выиграть.
По мнению экспертов инвестиционного банка UBS, часть авиапассажиров в будущем пересядет на поезда, что обеспечит рост железнодорожных перевозок в ближайшее десятилетие. Главным образом это связано с глубинными изменениями на рынке — часть авиакомпаний обанкротится, другие вынуждены будут повысить цены на билеты. Что касается поездов, в ближайшие десять лет в эксплуатацию в Европе будут введены около 800 новых скоростных поездов, так даже большие расстояния можно будет преодолеть быстрее. Кроме того, ставку на поезда Евросоюз делает и в рамках своей политики по сокращению выбросов CO2.
В Латвии также планируется наращивать железнодорожные пассажироперевозки. Согласно концепции развития транспорта на 2021—2027 годы, общественное обсуждение которой завершилось 6 ноября, предполагается к 2027 году нарастить долю пассажиров, передвигающихся железнодорожным транспортом, до 12% (в 2018 году их было 7%).
Этот рост будет отчасти связан с проектом Rail Baltica, который должен обеспечить быстрое перемещение по железной дороге между странами Балтии и внутри каждой из них.
Одновременно эксперты считают, что авиацию рано хоронить: железные дороги могут отнять у нее часть пассажиров, но не смогут ее заменить полностью. Не везде есть соответствующая железнодорожная инфраструктура, особенно скоростная, так что перемещение из пункта А в пункт Б по железной дороге может оказаться слишком дорогим. Самолеты от наземной инфраструктуры зависят меньше — нужны только аэропорты. Кроме того, на дальние расстояния по-прежнему будет удобнее перемещаться на самолете.