РИГА, 11 ноя — Sputnik, Андрей Татарчук. Четверо солдат в почетном карауле у огня мемориала Братского кладбища, охрана президента и премьера, немногочисленные журналисты - все в масках - личном защитном оружии против эпидемии COVID-19. В подобных условиях День Лачплесиса проходит впервые. Отменены или строго не рекомендуются все публичные мероприятия, включая традицию приносить свечи вечером к стене Рижского замка в память о солдатах, сражавшихся за Латвию в далеком 1919 году.
Именно на Братском кладбище у памятного мемориала Карлиса Зале начинается неделя, заканчивающаяся 18 ноября "кульминацией патриотизма", как это назвал премьер Кришьянис Кариньш. В среду, 11 ноября, утром политический истеблишмент Латвии, ряд иностранных послов и старшие офицеры командования НВС возлагали венки, поминая солдат, чьи останки захоронены здесь, а это около двух тысяч латвийских стрелков, погибших с октября 1915 года в Первой Мировой войне до 1919 года, когда Латвия впервые де-факто стала независимой республикой.
Латыши, русские, латгальцы, немцы, евреи, католики, лютеране, православные, иудеи и староверы лежат в этих воинских могилах. После февральской революции 1917 года захоронили солдат, расстрелянных за отказ сражаться в царской армии, а весной 1919 года — красных латышских стрелков, погибших в борьбе с контрреволюцией.
Здесь похоронен деятель революционного движения в Латвии Ф. Розиньш (1870—1919), и латышские стрелки, впервые осознанно при поддержке пушек Антанты и армии Эстонии воевавшие под бело-красно-белым флагом против немцев и белогвардейцев. Пожалуй, мартиролог Братского кладбища можно назвать отражением самой сути латвийской истории.
Служба солдата
"Особый день - сегодня мы думаем про тех, кто отстоял победу независимости государства. Это насущный вопрос. Государственную безопасность сегодня обеспечивает наша армия, а эти люди воевали за нашу свободу и демократию", - заявил президент Латвии Эгилс Левитс после возложения венка.
Трое представителей коалиции - спикер Сейма Инара Мурниеце, заместитель председателя Сейма Инесе Либиня-Эгнере и депутат Мария Голубева помянули героев молча. Председатель правительства Кариньш был чуть более эмоционален, призвав сказать сердечное спасибо людям, расставшимся с жизнями ради независимости.
"Сегодня прекрасный день, и патриотическая кульминация состоится 18 ноября - в праздник независимости Латвии", - заявил премьер.
Безусловно, воины, мужественно павшие с оружием в руках в бою, достойны самого искреннего уважения общества. Такими были солдаты и офицеры Латышской стрелковой дивизии Красной армии, в которой воевало более 140 тысяч латвийских жителей. И часть из них, а также советские партизаны, похоронены также на Братском кладбище в Риге.
Лачплесис - мифический герой, олицетворяющий народ в литературном эпосе героя русско-турецкой войны штабс-капитана Российской императорской армии и участника освобождения Сербии от османской оккупации Андрея Пумпура, как известно, героически гибнет в битве с Черным рыцарем - олицетворением германизации прото-Латвии. День Лачплесиса сегодня связан не только с латвийскими НВС, но и с НАТО - Латвия в этом году стала лидером финансирования военной сферы среди всех 30 стран альянса, найдя даже в условиях кризиса бюджетные 2,3% от ВВП, что составляет почти 800 миллионов евро.
Примерный, эталонный бизнес, но в 1919 году стрелки и крестьяне, взявшись за оружие, воевали с немцами и монархистами за свою республику, а в стратегии НАТО - это глобальные войны уже в других независимых республиках. Армия Латвии часто добровольно находится на самом острие операций альянса, даже если это противоречит национальным экономическим интересам и ограничивает независимость республики, где политическая воля заканчивается там, где начинается концепция так называемой глобальной демократии безопасности.
Латвийские контрактники с 1996 года участвовали в миротворческих операциях в Боснии, Албании, Косово, Македонии, Грузии, Афганистане, Ираке, ЦАР и Мали. На Украине также, но неофициально, сняв погоны. В операциях НАТО погибло семеро наших граждан – четверо в Афганистане и трое в Ираке. Можно ли было избежать их смертей?
Как заявил экс-командующий НВС Юрий Маклаков, "служба в горячих точках, как в районных, так и в Афганистане, как и в Ираке, всегда связана с риском потери жизни. Это то, что выбрал солдат, как и свою службу, с этим нужно считаться".