РИГА, 27 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. Министр сообщения Талис Линкайтс дал старт строительству в Латвии железнодорожной магистрали Rail Baltica – проекта, который входил в число приоритетов ЕС в 2007 году. Рига включилась в этот проект, когда риски потерять европейское финансирование стали слишком высоки. Латвийская железная дорога в 2020 году потеряла значительную часть российских грузов, под угрозой белорусский транзит - но лучше строить, чем бездействовать.
Проект Rail Baltica добрался до начала строительства, несмотря на многочисленную критику специалистов и череду громких скандалов – как увольнение исполнительного председателя правления панбалтийского предприятия RB Rail Байбы Рубесы в связи с возможным злоупотреблением бюджетными средствами проекта.
Rail Baltica свяжет три столицы региона и будет иметь общую протяженность 870 километров с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час. По территории Латвии евродорога пойдет рядом с ныне существующей линией рельс колеи российского стандарта 1520 миллиметров по маршруту Мейтене – Елгава – Рига – Царникава – Скулте – Салацгрива.
Строительство новой железнодорожной колеи ширины 1435 миллиметров, которая пройдет через Ригу и свяжет станцию Торнякалнс со столичным аэропортом, завершится в 2026 году. В Латвии старт проекту общей стоимостью 5,8 миллиарда евро (общая стоимость в Латвии при участии европейского софинансирования 1,968 миллиарда евро при вкладе госбюждета республики 393 миллиона евро) дали в рижском сквере на улице Гоголя возле здания министерства сообщения.
Лучше строить, чем терять возможности
Критики проекта указывают, что Rail Baltica в Латвии, Литве и Эстонии никогда не станет рентабельным, учитывая большие эксплуатационные расходы, которые будут полностью финансировать из национальных бюджетов. В нашем регионе нет достаточного объема грузов и пассажиров, которые могли бы использовать эту скоростную железнодорожную магистраль. Прогноз на 2020 год по перевозке грузов по латвийской железной дороге составляет около 20 миллионов тонн, в реальности, судя по динамике, общий объем может оказаться еще меньше.
В 2007 году, когда в Брюсселе началось обсуждение Rail Baltica, картина транзитно-логистической отрасли в Латвии выглядела намного лучше, в портах были активны такие российские компании, как "Транснефть" и "Роснефть", и долгосрочный прогноз девелоперов проекта строился на расширении роли транзита в регионе. Парадоксальная ситуация: строительство крупнейшего инфраструктурного объекта начинают в низшей точке падения при сомнительных перспективах.
Логичный вопрос – зачем это все нужно? Ответ очевиден – если не начать строить сейчас, Латвия потеряет почти 1,6 миллиарда евро софинансирования Европы. Литва начала строить ответвление Rail Baltica от Вильнюса на Каунас в 2018 году, Эстония начала работы в 2019 году, и соседи были очень недовольны отсутствием инициатив Латвии.
Стоит отметить, что ситуация в грузовом и пассажирском транзите региона не выглядит плохой до безнадежности в перспективе 2026 года, когда через Ригу пойдут первые скоростные европейские поезда маршрута Берлин – Таллин. Возможно, под давлением министерства обороны и внешнеполитических партнеров Латвии также будет построено железнодорожное ответвление до базы НАТО в Адажи, и это будут военные грузы. Возможно, в Латвию вернется часть коммерческих грузов с востока, появятся новые грузопотоки из России, Беларуси, с Украины и придет время регулярного железнодорожного транзита контейнеров из Китая. В любом случае конкурентоспособность отрасли ТЛК возрастет после начала эксплуатации первой в нашем регионе западной скоростной железнодорожной колеи.
Как пройдет стройка века
Министр сообщения Линкайтс назвал объект "стройкой века", при этом часть решений находится еще на уровне проектирования. "Надеюсь, что в процессе строительства будут найдены правильные решения для создания простой в использовании современной железнодорожной инфраструктуры в качестве платформы для других видов транспорта", - заявил глава Минсообщения.
Строительные работы в сквере на улице Гоголя, 3, где пока установлен стенд этого проекта, начнутся накануне Дня Лачплесиса - символично. С 17 ноября начнутся работы по строительству комплекса нового Центрального железнодорожного вокзала и прилегающей инфраструктуры. Желающие смогут следить за ходом работ на сайте Европейской железнодорожной линии (ЕДЖЛ) edzl.lv на интерактивной карте работ в режиме онлайн. Как рассказал Sputnik председатель правления ЕЖДЛ Каспарс Вингрис, само строительство состоит из нескольких этапов, модернизация и строительство в районе центрального вокзала продлятся до 2023 года. На этом этапе будет срыт железнодорожный вал до улицы Лачплеша, построено 3-этажное здание нового вокзала, парковка для автомашин, перроны и виадук Rail Baltica. Сквер на улице Гоголя будет увеличен втрое, до 4,5 тысячи квадратных метров. На следующих этапах будет модернизирована территория в районе рынка, снесен торговый центр "Титаник", построена инфраструктура в районе автовокзала и далее. Также будет построено ответвление от станции Торнякалнс на рижский аэропорт.
В рамках реализации Rail Baltica на территории Саласпилсской краевой думы будет построен самый крупный в Латвии парк логистики, занимающий площадь около 200 гектаров. На этот проект зарезервировано около 100 миллионов евро средств европейского софинансирования. На территории парка будут построены складские и офисные помещения, возможно, производства, там грузовладельцы смогут обрабатывать грузы на вагонах, рассчитанных как на российский, так и на стефенсоновский стандарт железной дороги.
Как говорит Каспарс Вингрис, первый конкурс для девелоперов по этому проекту в начале 2020 года закончился неудачно – не было подано ни одной заявки, но второй конкурс, который пройдет в 2021 году, может быть более успешным. Тут главное – грузы, которые с собой может привести девелопер, и очевидно, что это могут быть только бизнесмены и их грузы с востока – от России и Беларуси до стран Южной Азии и Тихоокеанского региона, как Китай и Индия.
Успели в последний вагон уходящего поезда
Как заявил председатель правления RBR, проектировщик Агнис Дриксна, развитие Рижского центрального железнодорожного узла станет крупнейшей строительной работой, которая ведется в настоящее время в рамках проекта Rail Baltica. По его словам, проект всегда ранее рассматривался лишь как международная высокоскоростная железная дорога, по которой от Риги до Таллина можно доехать за два часа. "Однако, оценивая потребности в мобильности и тенденции развития стран Балтии, планируется использовать инфраструктуру и железнодорожные пути Rail Baltica также для движения региональных поездов. Это означает, что региональные поезда (с 2022 года чешская компания Škoda Vagonka поставит АО "Пасажиеру Вилциенс" 32 электропоезда на сумму почти 256 миллионов евро - ред.) смогут ходить по путям Rail Baltica со скоростью 200 километров в час. В настоящее время на участке от Салацгривы до Бауски запланировано 16 региональных станций и остановок.
План организации строительных работ разработан таким образом, чтобы обеспечить доступ к зданию вокзала на протяжении всего периода строительства, а также не ограничивать и не прерывать пассажирские перевозки с Центрального вокзала Риги. Стоимость первого этапа работ в районе Центрального вокзала от улицы Гоголя до улицы Лачплеша, как рассказал Sputnik генпрдрядчик проекта, председатель правления REREGrupa Гунтис Аболтиньш-Аболиньш, составляет 430 миллионов евро. "Мы были бы рады победить в конкурсе на строительство парка ТЛК в Саласпилсе", - заявил он.
Стоит отметить, что бюджет ЕС на период 2021-2027 годы будет кризисным и, скорее всего, это будет самым дефицитным бюджетом за всю историю Евросоюза. Многие ранее запланированные проекты Еврокомиссия, очевидно, закроет или заморозит, но это не касается Rail Baltica. Бюджет проекта на три страны региона составляет почти 6 миллиардов евро, а сама стройка века станет сильным стимулом поддержки кризисной региональной макроэкономики. Финансирование успели освоить в самый последний момент, а стратегию привлечения грузов и пассажиров разработают как-нибудь позже.