Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Юшков назвал условие успешного перевода белорусского транзита из Литвы в РФ

© SputnikВедущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков - Sputnik Латвия
Подписаться
Заводить белорусские нефтепродукты в российский порт Усть-Луга - это самый оптимальный вариант, но сейчас организация полномасштабного транзита зависит от единственного условия
Юшков назвал условие успешного перевода белорусского транзита в РФ

Белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты 4–6 миллионов тонн нефтепродуктов, сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак. По его словам, свободные российские портовые мощности способны принять такие объемы при условии достижения взаимовыгодных условий.

По всей видимости, политическое решение о переводе белорусского транзита из Литвы в РФ принято, теперь дело за проработкой технических моментов, отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Беларусь может перекинуть на Россию 4-6 миллионов тонн нефтепродуктов железной дорогой или нефтепроводом. В пользу железнодорожных перевозок говорит упоминание Новаком сразу нескольких портов - Усть-Луги, Приморска и Санкт-Петербурга, туда нефтепродукты можно доставить только по железной дороге", - рассказал Юшков Sputnik Латвия.

По его словам, второй вариант заключается в перепрофилировании одной из ниток недозагруженного нефтепровода "Дружба" под нефтепродукты.

"Можно вывести эту нитку в российские порты. Кроме того, можно построить новый трубопровод для нефтепродуктов по наиболее оптимальному маршруту и подвести его к Усть-Луге... Заводить нефтепродукты в Усть-Лугу - это самый оптимальный вариант", - отметил аналитик.

Юшков подчеркнул, что организация доставки нефтепродуктов трубопроводом возможна, если Минск гарантирует его загрузку на много лет вперед, но в современных условиях такой гарантии белорусы дать не могут.

Морской порт Усть-Луга - Sputnik Латвия
Путин распорядился посчитать: Беларусь готова перевести грузы из Прибалтики в Петербург
"Сейчас Москва не дает Минску особых условий и компенсаций по налоговому маневру, и к 2024 году Беларусь будет покупать российскую нефть по мировым ценам. В таких условиях Минск не сможет продавать весь объем своих нефтепродуктов, как он это делает сейчас, предоставляя скидку за счет их производства из дешевой нефти. Через пять лет стоимость белорусских нефтепродуктов станет такой же, как на европейских НПЗ, и не факт, что их удастся куда-то пристроить", - предупредил эксперт.

В таком случае транзит нефтепродуктов по российской территории сократится и сделанные в трубопроводы инвестиции не окупятся, констатировал Юшков.

"Одно за другое цепляется: нет послаблений - нет трубы. РФ теоретически могла бы распространить на белорусов определенные выплаты, предусмотренные для российских НПЗ в рамках налогового маневра. Но сейчас ситуация такова, что политическое решение о переводе транзита в РФ принято, но как конкретно это сделать - непонятно. До тех пор, пока неясно, что будет через два-три года, речь может идти только о железнодорожных поставках в российские порты, и объема в 4-6 миллионов тонн здесь не выйдет", - заключил аналитик.

Республики Балтии запретили въезд ряду белорусских должностных лиц, включая президента. Александр Лукашенко в ответ заявил, что не будет бороться за то, чтобы его пустили в Прибалтику, а решит проблему экономически, переориентируя транзит на Россию. На минувшей неделе он сообщил, что Беларусь готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области.

Лента новостей
0