РИГА, 19 сен — Sputnik, Симона Алексеева. Название ежегодного фестиваля Survival kit ("Набор для выживания") в этом году звучит актуально как никогда! Тема новой выставки еще более злободневна - "Быть в безопасности опасно".
Небольшой экскурс - выражение было позаимствовано у арт-инсталляции турецкой художницы Бану Дженнетоглу, которая, в свою очередь, вдохновилась остросоциальным граффити на стене Технического университета в Афинах. Заключенное в 2016 году ЕС и Турцией соглашение по ограничению притока беженцев вынудило выдавать Анкаре каждого искателя лучшей жизни, нелегально пересекшего греческую границу. Мера по предотвращению глобального миграционного кризиса фактически еще больше его усугубила. В результате этого соглашения лагеря беженцев в Греции превратились в места заключения на неопределенный срок, посеяв ощущение безысходности и приумножив число самоубийств. Организация Amnesty International назвала это "ударом по правам человека".
В фокусе фестиваля современного искусства Survival kit в Риге – безопасность и политическое насилие. Где та грань, за которой стремление нас защитить перерождается в тотальный контроль? Должен ли нас радовать или все-таки напрягать факт, что мы постоянно находимся под прицелом камер наружного наблюдения? Именно политикой безопасности чаще всего прикрываются силовые структуры и власти в своем стремлении оправдать агрессию, нарушения прав человека и даже войны.
Выставка "Быть в безопасности опасно" рассматривает понятие безопасности с точки зрения бунтарей. Стремление государства все контролировать ограничивает нашу персональную свободу и социальное развитие всего общества. И пандемическая реальность стала яркой иллюстрацией на эту тему – распространение какой еще болезни сегодня регулируют с помощью политических рычагов?
Куратором выставки стала живущая в Голландии россиянка Катя Крупенникова. Концепцию она разрабатывала на протяжении 8 лет. В Survival kit участвуют латвийские и зарубежные художники - правда, из-за пандемических ограничений работы последних устанавливали под их удаленным руководством.
Итак, латвийская художница Эвита Гозе в серии "Сплетенные пальцы" поднимает тему домашнего насилия – как распознать его в зачатке и отличить от сокрушительной страсти? В основе сюжетов ее работ – приемы самообороны из справочника 50-х годов прошлого столетия, без знания контекста кажущиеся нежными прикосновениями любящих людей.
Британский художник Джеймса Брайдла начертил во дворе здания музея "Тень дрона", полномасштабно воспроизводящую силуэт беспилотника НАТО. Придает ли нам ощущение защищенности осознание факта, что такие махины летают у нас над головами? В латвийском контексте эта работа выглядит особенно актуально. Все помнят недавнюю абсурдную историю с загадочным исчезновением потерявшего управление дрона в Риге, повлекшую за собой закрытие аэропорта и воздушного пространства над Латвией и поднявшую переполох в обществе.
Survival kit проходит в Риге 11-й год подряд. Первый фестиваль Латвийский центр современного искусства провел сразу после глобального экономического кризиса – в 2009 году. Работы экспонировались в том числе в опустевших магазинах и кафе на ул. Блауманя. С тех пор организаторы остаются верны выбранной концепции: выставки проводят в пустующих зданиях, еще не обретших новое применение.
Survival kit 11 раскинулся на ул. Тербатас, 75 - в бывшем здании рыбоконсервной фабрики Kaija, где до недавних пор находился Музей музыки и словесности. Открывающийся из его окон вид с диким лесом, выросшим на месте бывшего Дворца спорта практически в центре латвийской столицы, еще больше заостряет вопрос об использовании заброшенных территорий. По последней информации, в 2021 году лес будет облагорожен и превращен в урбанистический мобильный сад. Впрочем, это уже совсем другая история…
Выставка проходит до 4 октября. Больше информации тут.