РИГА, 10 сен — Sputnik. Исчезновение и смерть маленького лиепайчанина Вани Берладина три года назад вызвала широкие дискуссии о том, что равнодушие любого взрослого может стоить жизни еще одному заблудившемуся ребенку, сообщает LSM.lv.
Пятилетний Ваня Берладин ушел из дома утром 1 июля 2017 года и не вернулся. Заявление о пропаже мать написала только через сутки после его исчезновения. Полиция и добровольцы искали ребенка в течение 10 дней. 11 июля тело Вани было найдено в лесу в Дубени Гробиньского края. По версии полиции, мальчик, вероятно, перепутал автобусы и уехал в направлении Гробини. Экспертиза показала, что ребенок скончался от всеобщего переохлаждения тела.
"Этот ребенок жил в одиночестве и умер в одиночестве", - сказал о смерти мальчика тогдашний глава Госполиции Интс Кюзис. Семья Вани заметила его исчезновение лишь спустя неполные сутки. Думали, ребенок у бабушки. На последнем пути мальчика - и в городе, и на остановке, и в автобусе - были взрослые, но никто из них ему не помог.
На этой неделе мать Вани приговорили к 140 часам принудительных работ и долгому надзору в Службе пробации.
"Прокурор принял такое решение, оценив все обстоятельства дела. Мать ребенка очень сожалеет о случившемся и признает свою вину. Потому выбраны принудительные работы. Матери ребенка инкриминируется жестокое обращение с ребенком, это были не физические мучения, а эмоциональные; ребенок был брошен, уехал на двух автобусах, что и повлекло за собой эти последствия", - сообщила пресс-секретарь прокуратуры Лаура Маевска.
Два года назад к принудительным работам была приговорена сотрудница Госполиции, которая во время дежурства получила звонок о мальчике, но не передала эту информацию поисковой группе.
"Было констатировано ее бездействие, она не передала дальше полученную информацию. В мае был выделен отдельный процесс против двух шоферов, их ответственность еще оценивается", - рассказала представитель прокуратуры.
Вина водителя автобуса еще устанавливается.
После смерти Вани в обществе начали звучать призывы не оставлять детей одних на улице или в транспорте, не спросив, куда они направляются. Муниципальная полиция Риги называет это эффектом Ивана Берладина. В 2017 году число сообщений о попавших в беду детях в Риге удвоилось.
"Мы получаем звонки, например, не о том, что шумят, а что в соседней квартире плачет ребенок. Нужно вовлекать полицию. И такие действия только приветствуются. Поскольку, пока не проверишь, не узнаешь – это зуб болит или кто-либо из родителей проявил жестокость", - отметил представитель Муниципальной полиции Риги Том Садовскис.
Активность не падает и в этом году. О детях без присмотра сообщают многие. В частности, у полицейских сложилось хорошее сотрудничество с контролерами общественного транспорта.
"Были даже случаи, когда мы выявляли детей, которые днями катались в общественном транспорте, поскольку им было страшно идти домой. И сейчас общество более ответственно, чем пять лет назад", - сказал Садовскис.
В начале года в одном из троллейбусов Риги пассажир заметил уснувшего мальчика – тот давно проехал нужную ему обстановку и не понимал, где находится. Муниципальной полиции удалось найти и школу ребенка, и его родителей.
Полиция призывает всех взрослых, в случае малейших подозрений, если они видят ребенка, идущего куда-то одного, спрашивать, как его зовут, куда он идет и все ли в порядке.