РИГА, 7 сен - Sputnik, Александр Малнач. Столетний юбилей Латвийского государства, отмеченный в 2018 году, означает ползучее столетие различных государственных учреждений, которые возникли и стали развиваться в рамках новой государственности. К их числу принадлежит и Государственный художественный музей, созданный в марте 1920 года параллельно и немного в пику Рижскому городскому художественному музею. Этому событию посвящена выставка "Наш музей. Государственному художественному музею — 100", которая разместилась на первом этаже Художественного музея "Рижская биржа" (ХМРБ).
"Эта выставка — мост между поколением основателей музея и нынешним поколением музейных работников. Это мост и к тем поколениям, что не представлены на этой выставке, но которые сохранили для нас эту коллекцию. Это мост к посетителям, каждый из которых, как мы надеемся, придя на выставку, скажет: "Наш музей", — сказала руководитель ХМРБ Дайга Упениеце журналистам, предваряя её открытие 5 сентября.
Она представила журналистам создателей экспозиции: руководителя проекта Виту Бирзаку, Айю Браслиню и Байбу Убурге. Поскольку со временем коллекция Государственного художественного музея влилась в состав Латвийского Национального художественного музея (ЛНХМ) и ныне разделена между различными его подразделениями, формированием выставки занимались сотрудники разных хранилищ искусства. Оформителем экспозиции выступил известный латвийский сценограф Рейнис Суханов.
С краткой предысторией Государственного художественного музея журналистов познакомила директор ЛНХМ Мара Лаце. В 1773 году, рассказала она, на базе коллекции Николая фон Химзеля в Риге возник первый публичный музей. В числе экспонатов было несколько картин, часть которых вошла в состав собрания ЛНХМ. В 1816 году в Риге был создан Кабинет изящных искусств, куда поступили картины из коллекции Химзеля. В 1868 году основана, а в следующем году открылась для посетителей Рижская городская картинная галерея, которая помещалась в здании Реальной гимназии (ныне — 1-я гимназия). В 1905 году под руководством архитектора Вильгельма Неймана возведено здание Рижского городского художественного музея (ныне — главное здание ЛНХМ). Нейман стал его директором и оставался им до своей смерти в 1919 году, после чего музей возглавил художник Вильгельм Пурвит. Вскоре, 15 марта 1920 года, решением правительства был создан Государственный художественный музей, руководство которым доверили скульптору Буркарду Дзенису.
"Зачем было создавать еще один художественный музей? Затем, что Рижский художественный музей находился в собственности города, удовлетворяя запросам рижского общества. А основанный в 1920 году Государственный художественный музей, наряду с основанным тогда же Государственным историческим музеем, отражал культурную политику этого государства. Важно, что музей основало новое государство, создавая культурные учреждения, без которых немыслима серьезная государственная культурная политика", — подчеркнула г-жа Лаце.
Сегодня собрания этих двух музеев — более раннего городского и более позднего государственного — объединены под крышей ЛНХМ, что не мешает нам изучать и отмечать отдельные этапы большого пути. Ведь каждый истинный любитель искусства понимает, какое значение имеет процесс формирования коллекции и как сильно он зависит от того, кто и в каких условиях ее формирует. На самом деле, это захватывающе интересно.
"Зачем нужен музей? Раньше говорили: чтобы собрать и сохранить художественные ценности для общества. Теперь мы говорим, что еще важнее то, что мы называем интерпретацией. Но если бы наши предшественники не собрали то, что считали достойным собирания и сохранения, нам сегодня нечего было бы интерпретировать. На практике это должно гармонично сочетаться. В ХХI веке мы ждем от музея чего-то совсем другого, но всегда музейные работники реализовывали это свое видение", — поделилась г-жа Лаце современным взглядом на идеологию музейного дела.
Своеобразной точкой отсчета и ключом к экспозиции явился фотоальбом, который сотрудники ГХМ преподнесли основателю и бессменному на протяжении двух десятилетий директору музея Буркарду Дзенису 5 марта 1941 года, когда новая советская власть уволила его с этой должности. Ценнейший артефакт, в котором с фотографической точностью отображается состав и порядок музейной экспозиции в помещениях Рижского замка.
Рассказывая об этом, куратор выставки Вита Бирзака употребила набившее оскомину обозначение "советская оккупация", вступив тем самым в область сугубой интерпретации исторического прошлого. Замечу в скобках, что в постоянной экспозиции ХМРБ находятся две работы, поступившие в собрание музея из Эрмитажа в 1952 году, что как-то не вяжется с манерами настоящих оккупантов, которые имеют обыкновение грабить, а не обогащать оккупированные страны. Но конъюнктура момента требует жертв, впрочем, не слишком жестоких в случае с кураторами выставки "Наш музей...".
"Формируя выставку, мы пытались представить эпизоды деятельности музея с помощью произведений искусства, архивных документов и фотографий. Конечно, это всегда выбор, но мы старались не интерпретировать. Мы хотим сохранить документальный нейтралитет, фиксируя направления музейной работы, актуальные и вчера, и сегодня, и завтра", — отметила г-жа Бирзака.
Экспозиция охватывает период с 1920 по 1941 год, когда произведения латышских, русских и западноевропейских мастеров были выставлены в соседних помещениях, не будучи еще распределены по собраниям Государственного музея латышского и русского искусства Латвийской ССР и Музея западноевропейского искусства (позднее — зарубежного) искусства Латвийской ССР, что произошло уже после войны. Шедевры из собрания бывшего ГХМ представлены не только на выставке. По особым указателям оранжевого цвета их можно будет найти в залах постоянных экспозиций в главном здании ЛНХМ, ХМРБ и Музея декоративного искусства и дизайна.
Выставка "Наш музей..." выстроена не линейно. Она отражает важнейшие моменты и аспекты формирования коллекции ГХМ, руководство которого собирало прежде всего работы латышских авторов, но не игнорировало и зарубежное искусство, произведения которого в неразберихе революционного, военного и послевоенного времени всевозможными путями попадали в состав собрания музея.
Так, в основу зарубежной коллекции ГХМ легли более двух тысяч предметов искусства, конфискованных в 1919 году советским правительством Петра Стучки у частных владельцев и оставшихся после его изгнания в собственности государства. Коллекция современного латышского искусства формировалась руководством музея путем целенаправленных закупок, тогда как основу коллекции старых латышских мастеров (вторая половина XIX — начало ХХ века) составило собрание Общества поощрения латышского искусства, эвакуированное в годы Первой мировой войны вглубь России и вернувшееся в Ригу в 1923 году стараниями латвийских дипломатов.
К возникновению коллекции азиатского искусства приложили руку латвийские дипломаты и просвещенные беженцы, которых судьба забросила на Дальний Восток, в Японию и Китай, прежде чем они смогли вернуться на родину. Еще один раздел выставки посвящен коллекции бельгийского искусства, обязанной своим возникновением подвижнической деятельности посла Латвии в Бельгии и Люксембурге, скрипача Яниса Лаздиньша. Не забыто и русское искусство, произведения которого регулярно пополняли собрание музея то в виде невыкупленных закладов (на выставке представлены холсты Крамского и Саврасова), то как приобретения с выставок (работы академиков Виноградова и Богданова-Бельского), то как поступления из антиквариатов (майолика Врубеля).
Один из самых заметных и любопытных экспонатов выставки — огромный самурайский меч с рукояткой и ножнами из резной слоновой кости. Тут же расположилась цифровая копия изготовленного во второй половине XIX века для экспорта в Европу артефакта, что позволяет всесторонне и в деталях рассмотреть резьбу.
Как-то руководитель ХМРБ Дайга Упениеце поделилась в узком кругу своим детским воспоминанием. Посещая еще ребенком Музей зарубежного искусства в Рижском замке, она не могла налюбоваться на это произведение японского искусства и все думала: "Как, наверное, хорошо работать в таком месте, где есть такой меч". Ее мечта сбылась.
Мне тоже с детства памятен этот меч, как и многие другие экспонаты музея, с которыми знаком более 40 лет. Теперь они поменяли места своей дислокации. Но это не уменьшает радости от встречи со старыми знакомыми. Как и многим другим рижанам, это дает мне право повторить вслед за сотрудниками ХМРБ: "наш музей". И даже больше — "мой музей".