РИГА, 31 авг - Sputnik, Симона Алексеева. Только в начале творческого пути, как известно, дизайнеры могут позволить себе реализовать самые безумные и даже эксцентричные идеи без оглядки на маркетинг и продажи, с которыми придется иметь дело в зрелой профессиональной жизни.
В каких только необычных местах в разные годы ни проводили этот парад креатива - и под сводами церкви св. Петра, и в бассейне "Кипсала". Из-за пандемических ограничений организаторам пришлось изменить формат – шоу впервые в истории вуза транслировалось онлайн. Совершенно бесплатно посмотреть трансляцию из аулы академии и ощутить себя в первом ряду мог каждый зритель, благодаря чему заметно расширилась аудитория. А на показе в самой академии присутствовали лишь представители прессы и руководство ЛХА.
Вдохновением для молодых модельеров стали ностальгические воспоминания и волнующие общество темы: феминизм, эйджизм и сильно изменившая привычный уклад нашей жизни пост-ковидная реальность.
"В коллекциях можно наблюдать обострившиеся в изоляции визуальные проявления кризиса идентичности – чувство одиночества и раздвоение личности, шепот совести и реминисценции прошлого, отображенные в формах, материалах, вышивках и узорах, а также в актуальных для времени пандемии аксессуарах", – комментирует работы студентов заведующая кафедрой дизайна моды LMA Мара Бинде.
В общей сложности были продемонстрированы коллекции 20 молодых художников – от первокурсников бакалавриата до выпускников магистратуры. Студентка IV курса бакалавриата Санита Капейка в коллекции "Слияние" гиперболизировала тему пандемических аксессуаров. Еще год назад мы и помыслить не могли, что будем вынуждены носить маски и латексные перчатки, а сегодня такой дресс-код воспринимается как обычное дело. Маски выдающихся размеров в коллекции Саниты длиной доходили до колен, а перчатки прорастали прямо из рукавов одежды оверсайз.
На показе студентки первого курса бакалавриата Лауры Крейвини вышагивали девушки, одетые в исламском дресс-коде и опутанные цепями. Одна из моделей коллекции "Девушка на охоте" несла в руках скейтборд. Месседж о срывании оков и освобождении восточных женщин считывался легко – так бы, начитавшись о феминизме, встала на скейт и уехала в свободное будущее.
Первокурсница Алисе Шутова взялась за тему насилия – ее коллекция "Мучитель и жертва" отражала страх морального уничтожения, а связывающие мучителя и жертву красные нити символизировали кровь.
Второкурсницу Анну Юрьяне на коллекцию "Веселый пенсионер" сподвигли воспоминания из детства о дедушке, игравшем с приятелем в шахматы в гостиной и баловавшимся кубинской сигарой. Интересно, что бы сказал ее дедушка про смелые вещи, в которые молодой дизайнер обрядила моделей старшей возрастной категории: объемные дутые пальто со вставками в веселый горошек, полосатые брюки и жакет с плетением в стиле шахматной доски.
Всласть поностальгировала и второкурсница Лаура Луизе Валтере. В ее коллекции "Неурожай" были увековечены соления бабушки – один жакет был расшит стилизованными банками огурцов. А первокурсница магистратуры Элина Силиня коллекцией "Для Салли" вспоминила уроки рукоделия, которые ей в детстве преподала мама.
Студентка второго курса Милана Фелиция Семенова задалась вопросом поисков родственных душ в коллекции "Пламя двойняшек": можно ли встретить человека, который думает так же, как ты? Модели носили невероятные конструкции, навеявшие воспоминания о безумствах авангарда времен "Ассамблеи неукрощенной моды".
А Анна Гулбе, студентка первого курса магистратуры, разразилась коллекциями с пеной оборок из тканей с мотивами абстрактных полотен. "Лихорадка фей" посвящена неустанной борьбе женщин за вечную молодость и культу красоты. Впрочем, истинный ее секрет, по мнению дизайнера, кроется вовсе не в уколах ботокса или пластической хирургии, а в радости и счастье.